Арзамасский район - подлинная сокровищница народной художественной культуры прошлого.
Наиболее распространенными видами народных ремесел в Арзамасском районе были: вышивка, ткачество, вязание, резьба по дереву, валяльный, сапожный, гончарный и скорняжный промыслы. Такое многообразие ремесел обуславливалось самой жизнью народа. Условия натурального хозяйства заставляли создавать домашнюю обстановку, утварь, орудия труда и одежду своими руками.Эти вещи сопровождали его в течение всей жизни, а потому понятно, что крестьянин стремился делать не только полезные и удобные , но и красивые предметы.
Вышивка является одним из древнейших видов украшения тканей. По идущим из глубины веков завета все женщины на Руси обязаны были владеть искусством вышивания и заниматься украшением тканей все свое время.
Одна из уникальнейших техник народной вышивки-шитье золотными и серебряными нитями и низание жемчугом,зародившееся на руси в глубокой древности.Золотными и серебряными узорами украшали одежду, предметы убранства интерьера, конскую упряжь для праздничных выездов и т.д.
Золотная вышивка пришла в Нижегородский край в 17 столетии вместе со старообрядцами. И широко бытовала в Арзамасе и окрестных деревнях.В ХVIII-XlX вв. шитье золотом широко применялось для украшения народной одежды. Девичьи повязки, островерхие кокошники, круглые шапочки, сборчатые душегрейки, шелковые и кисейные платки расшивались золотными нитями, перламутром, мелким речными жемчугом, искусственными канями и цветной фольгой. Такие вышивки в народном костюме дополнялись сверкающими парчовыми тканями на сарафанах.
Искусством золотного шитья владела не каждая мастерица, оно передавалось по наследству. Наибольшей известностью в Арзамасском узде пользовались мастерицы Чернухи, Коваксы, Выездной слободы и г.Арзамаса.
Народные мастерицы в совершенстве владели техническими приемами шитья металлическими нитями.Они же часто сами составляли и рисунки для вышивки .Для золотного шитья натяжение ткани на пяльцы особенно необходимо. Здесь на ткань сначала приклеивается картон, который затем обшивается золотной нитью. Золотошвейки работали в самой лучшей , так называемой чистой горнице. Их орудия и инструменты были самыми простыми и дешевыми: рама, шило, ножницы, наперсток и иголка.
Для народной золотной вышивки были характеры растительные мотивы. На цветном бархатном или шелковом фоне головных уборов и душегрей узор всегда представлял симметричный куст или дерево, на гибких , плавных стеблях, на которых расцветали фантастические гвоздики,тюльпаны , ромашки и другие цветы.
Во многих районах России народный костюм дополнялся золотошвейным платком из ярких шелковых тканей. Левантиновые, кисейные, атласные, тафтяные раззолоченные платки вышивали так же арзамасские мастерицы. Наиболее распространнеными мотивами здесь были виноградные гроздья, многолепестковые цветочными розетки, ветки розы с цветами, букетами и листьями. Основной узор украшался завитками, усиками, блестками и различными сетками, которые смягчали переход от рельефного орнамента к фону. Платки, созданные руками арзамасских мастериц, (чернухинских…)-это воплощение вековых народных традиций, опыта, наработанных приемов и профессиональных секретов многих поколений.
Нужно отметить , что этот вид русского народного искусства в настоящее время активно развивается . Современные мастера бережно хранят и творчески продолжают традиции народной вышивки своего края.
Статья подготовлена по материалам партнера регионального конкурса творческих работ «Родная земля» Музейно-выставочным центром Арзамасского района.