Моя история-Нижегородский край

Возрождение культуры и традиций эрзян на Лукояновской земле

            Введение


Любовь к родному краю, знание его истории – основа,

на которой только и может осуществляться рост духовной

культуры всего общества.Культура, как растение, у нее

не только ветви, но и корни.Чрезвычайно важно, чтобы

рост начинался именно с корней.

Д.С. Лихачёв

У каждого человека есть свой родной край.Родной край – это маленькое или большое, но очень дорогое сердцу человека место, где берет начало его жизнь! Родная земля – это то, к чему человек возвращается всю свою жизнь.В душе все время присутствует какая–то тяга, привязанность, потребность видеть, слышать и чувствовать все то, что тебе так близко и дорого. Думаю, что взрослея, мы все более начинает осознавать свою принадлежность родному краю и ответственность за него. Если говорить обо мне, я очень люблю свою родину, ведь это не просто мой дом, это часть моей жизни!
Я считаю, что любовь к Родине основывается, прежде всего, на знании истории своей малой родины, своей природы, и проявляется она в желании сберечь все то, что накоплено предыдущими поколениями, в стремлении сохранить память о прошлом. Хочется процитировать слова К.Г. Паустовского, который говорил, что «родная земля – самое великолепное, что нам дано для жизни. Мы ее должны возделывать, беречь и сохранять всеми силами своего существа».
Обращение к «седой старине» дает нам возможность понять, кто мы, откуда наши корни, где наше духовное начало, какое место мы занимаем в судьбе народов всей страны, как события, происходящие на земле, переплетаются с историей России.
На Лукояновской земле сменилось несколько поколений жителей, и каждое из них создавало и вносило что-то новое в историю своего края. Пусть и сейчас наш город и район невелик по территории и не отличается ничем особенным от множества подобных, но история у нас своя, она интересна, в ней много поучительного, и мы должны знать и уважать ее, перенимать и развивать все добрые традиции, сложившиеся на нашей земле, гордиться достижениями жителей нашего края, уважать традиции народов живущих с нами.
Выбор темы работы обусловлен интересом к истории родного края; сопоставлением культур и изучением традиций и обрядов русских и мордовских народов, проживающих на нашей территории;получением информации о памятниках культуры.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что моя работа дает возможность лучше узнать историю своей малой Родины, культуру, забытые традиции и обычаи, которые в настоящее время являются уникальным духовным сокровищем.
Целью моей работы является изучение традиций, обрядов, преданий наших предков. Ярким примером на Лукояновской земле является село Новоселки с прилегающей к ней природной территорией, которая хранит интереснейшую историю, связанную с эрзянским народом. На сегодняшний день продолжается на этой земле оформление этнопарка, который из года в год встречает на своей хлебосольной земле не только эрзян, но и другие национальности, где они раскрывают свои обычаи и культуру, сохранившуюся от предков.

1.     Мордовский этнос

Людям надо знать свою давнюю и недавнюю историю, историю формирования своего этноса, его борьбы за независимость и свободное развитие, историю своей культуры, ее традиции и обычаев.
В первом тысячелетии н.э. всю территорию междуречья Оки, Волги, Суры, Мокши заселяли мордовские племена. О древнем заселении мордвой нашего района свидетельствует местная топонимика и гидронимика. Даже в тех местах, где сейчас нет мордовских поселений, многие реки, ручьи, овраги носят мордовские названия.
В результате многочисленных кровопролитных войн местное мордовское население оказалось в достаточно сложном положении. Войны разоряли и истребляли местное население, и оно вынуждено было уходить в более безопасные места – лесные дебри.
Мордовское селение того времени состояло обычно из 710 дворов, расположенных преимущественно в глубинах лесных массивов, куда не доходили враги.
Мордва – народ, исстари ведущий оседлый образ жизни с присущим для него земледельческим хозяйством. С хлебом у мордовского народа связано представление о богатстве и благополучии.
Что касается происхождения названий мордовских поселений, то они чаще всего носят имена первопоселенцев, или по топонимическим названиям.
У мордвы существует этноструктура, которая порождает новые народы Эрзя и Мокша. Они имеют свою самобытную историю, язык, культуру и традиции. В настоящее время на территории Лукояновского района находится 14 мордовских сел: 12 Эрзянских и 2 Мокшанских.
Но, не смотря на пестроту этнического состава населения нашего края, всех его жителей объединила Лукояновская земля.

2.     Эрзяне на Лукояновской земле

Эрзя – древний народ, идущий от мордвы. Эрзя – в переводе «житель». Эрзя селились маленькими деревеньками на нашей территории, в основном на берегах больших и малых рек.

2.1 Село Новоселки

Село Новоселки образовалось в конце ХVII века. А.А. Гераклитов в своих исследованиях отметил, что Новоселки возникли в результате переселения мордовского населения из Старых Пичингуш (Пичень – сосна, Гужо – поляна) – сосновая поляна. Первое название села было Старые Новые Пичингуши. С 1723 года стали называться Новоселками. Скорее всего, чтобы ликвидировать путаницу в названии трех соседних сел. Поверхность вокруг села неровная, имеются овраги с пологими склонами.

2.2 Священная роща «Лукаш»

Священная роща «Лукаш» находится недалеко от села Новоселки (ЛучоКужо – луговая поляна). Расположена в 3 км к северо–западу от Новоселок. Это осиново – луговая роща. Первый ярус – осина и липа в возрасте 50 – 60 лет, отдельные деревья до 130 лет, высотой 20-25 м, диаметром ствола 40 -50 см.
Роща относится к 17 признанным памятникам природы и взята под охрану государством.
По местным преданиям и материалам этнографа Д.К. Зеленина, роща была местом поклонения эрзян силам природы, местом проведения языческих праздников. В роще проходило насильственное крещение мордвы – эрзян окрестных сел в конце ХVI века. Именно на территории рощи Лукаш эрзяне выбрали место, где проводили свои моленья. Чтобы место соответствовало культу моленья, необходим был алтарь. В роще Лукаш, в одном из открытых от деревьев мест, предки обнаружили огромный камень, его тяжело сдвинуть с места, он то и служил все годы алтарем (Приложение 1).
Во время молитвы на него ставили восковую свечу. Свеча соединяла по преданиям живых с мертвыми, горячий огонь свечи соединял с Богом. В моленьях эрзи осталась двойная вера: вера в предков, вера в Бога. Инешкипаз (Великий Бог). Молитвы проводили ближе к обеду в летние месяцы несколько раз. В основном это связано с аграрным культом: эрзяне просили дождь, урожай. Приходили молиться эрзяне из ближних эрзянских сел: Пичингуши, Крапивки, Чиргуши, Новоселки именно к этому месту на поляну.
Существовало поверье: если будешь кружить вокруг этого камня против часовой стрелки, то можно заблудиться, с человеком может что – то случиться, значит, существовало какое – то аномальное явление мешающее человеку.
Около камня для моленья необходима вода, а именно наличие воды – родников. Чем больше родников, тем лучше. Когда верующие язычники – эрзя собирались для совершения обряда, то должны были отчерпнуть сверху воду из 12 родников. 12 – священное число у верующих эрзян. Эта вода считалась целебной, избавляла от разной хвори. Действительно, на территории Рощи можно найти много родников. В настоящее время в овраге протекает ключ с чистой и холодной водой.
В верховьях оврага имеется родник Кельмелисьмалееньлисьмапря (в переводе с эрзянского: у холодного оврага холодный родник), который и ныне угощает своей холодной и чистейшей водицей, утоляя жажду всем.
Родник – это духовный источник, откуда люди черпают силы любви к родному краю, к родной культуре и памяти родной земле.

3.     Возрождение культуры, традиций эрзян на Лукояновской земле


В живописной пойме реки Ехать (бурная река), на шоссе у родника с длинным эрзянским названием «Кельмелисьмалееньлисьмапря» собирается большое количество эрзян, гостей из района, из разных регионов России на эрзянский праздник. «Эрзяньлисьмапря» - межрегиональный фестиваль.
Свою самобытную эрзянскую культуру показывают люди, которые свято берегут свои традиции и обычаи. Они интересны, красочны, театрализованы, массовы.

3.1 Маар

Один из обрядов, который демонстрируется эрзянским эносом – это маар.
Маар – рукотворный курган привозной земли. По поверьям предков в каждой горсти земли душа предка. Собирая всех вместе для всенародного промкса – собрания, живых и мертвых, чтобы решить судьбоносные моменты жизни эрзянского народа. Сам обряд строго регламентирован по действию, происходит под зорким руководством старейшин. Недопустимо быть в обряде неопрятным или пьяным. На праздник приезжают семьями. Ритуал маара начинается с шествия людей, которых ведет Иньатя – старейшина обряда (Приложение 2).Место, где предстоит закладка маара, заранее подготовлена – невысокий холм из чистого песка. Души предков должны лечь на чистое место. Ритуал начинается ровно в полдень. По часовой стрелки обходят маар, сбрасывая с ладоней землю со своей родины, поминая имена умерших близких людей своего рода. Далее люди замыкают хоровод в круг, символизируя маар. В разные времена в процессе маара выбирались молодые пары, выбирали воинов, годных для военной обязанности.
Этот праздник – смотрины родов на мастерство кухни, ремесел, исполнение песен, участие в спортивных эрзянских состязаниях. В обрядах, по преданию человек должен быть искренним. Лукавство будет наказано. Эти верующие люди с давних лет вырабатывали правдолюбие. Этим отличается эрзянский народ. Обряд формирует менталитет эрзянского народа.

3.2 Скульптурные персонажи эрзянского фольклора

В июле 2011 года около с. Новоселки на живописном месте поймы рек Шнары и Ежатизаложен этнопаркЛукояновского муниципального района Нижегородской области(Приложение 3).Культовый родник «Кельмелисьмалееньлисьмапря» определил место для создания национальной эрзянской территории, музея парковой скульптуры. Создана музеем  историко – мемориальная зона, также раскрыта тема эрзянской мифологии и фольклора. Также учтено посещение детей детским городком.
Создание этнопарка, как музея эрзянской культуры – это уникальное явление опережающее время в жизни культуры. Этнопарк – форма закрепления национального самосознания, интерес к эрзянскому народу, его духовности, истории. Значение этнопарка в том, что он доступен всем, практически любому, вписывается в программу этнотуризма.
Этнопарк – это монументальные скульптуры выполненные, вырубленные из природного материала, бревен, дикого камня, оформленные гранитными плитами, с портретами героев и текстом. Это и искусственный курган – маар, на котором проводится эрзянский обряд, это и неиссякаемый источник – родник с чистой водой. Это вырубленные персоны из эрзянской мифологии, несомненно, вызывает все интерес посетителей. 
Главное место этнопарка – это скульптурная композиция – монумент предкам(Приложение 4). Композиция состоит из семи образов. Каждый образ несет конкретные черты исторического или мифологического лица (парсуна). Среди них выделяется высотой образ Инязора, несущего власть. Образ Матери – символ мудрости и власти в семье. Женщина у эрзян – хранительница памяти и обрядов, представлена в лице Инявы и Литовы, жены бога молнии Пургинепаза. Лик мудреца напоминает великого мыслителя и миротворца глубокой древностиТюшти. Образ мужчины – покштяя рода, и завершает композицию суровый лик воина, исполнителя воли народа. Скульптурная композиция просматривается со всех сторон. Рядом стационарная стенка из дикого камня с именами героев эрзянского этноса. Выбито десять имен, символизирующих эпоху.
Озава и Озатя – одни из первых скульптур, установленных музеем эрзянской культуры на роднике (Приложение 5). С них началось строительство этнопарка. Эти скульптуры старика и женщины призывают гостей зайти к ним. Они приглашают людей на праздник. Установлены в 2008 году по инициативе Понина Ивана Алексеевича – директора Лукояновского ПАП, до этого благоустройством родника занимался он.
Ведява – стихия воды, дух – покровитель детей, женщин – рожениц и всего нарождающегося в природе (Приложение 6). По народным верованиям в каждой речке, озере, роднике имеется своя Ведява. В представлении народа она высокая молодая женщина со светлыми густыми до ног волосами. Она разноликая. Встреча с ней всегда неожиданная, и если она плачет, то не к добру. Люди к ней ходили на моления, бросали ей жертвенную пищу, молодожены - колечко, монету.Ополаскивались водой, просили детей и здоровья, в засуху дождя. Вода из 12 источников – лекарство от болезней. Скульптура открыта в 2012 году.
Масторава – стихия простора земли, хозяйка края(Приложение 7). Для людей невидима. Обладает плодотворной силой для человека и всего живого. Она покровительница странствующих, поэтому молились ей на перекрестке полевых дорог. Бросали ей через правое плечо жертвенную пищу не оглядываясь. Народом совершались моления перед весенним посевом, люди просили урожая, избавления от всех болезней, приобретенных от земли, простуд, ушибов. Скульптура открыта в 2012 году.
Вирява – стихия леса, покровительница его обитателей, а также человека(Приложение 8). Внешне описание ее неодинаково. В лесу она в рост деревьев, в поле – в рост травы. Ходит с шумом, со свистом. Людям показывается редко и встреча с ней добра не приносит. Она хозяйка леса, человек без ее разрешения не мог ничего брать. Приносили ей в жертву пищу, просили о помощи. При благом отношении к ней, она обязательно одаривает лесными дарами. Скульптура открыта в 2012 году.
Кудоатя – фольклорный персонаж, рожденный патриархальным устоем семьи в прошлом эрзянской деревни (Приложение 9). Большая семья, как правило, беспрекословно подчинялась старшему по возрасту, в основном деду «Кудоатя». Для эрзянского рода прошлых столетий земля была священной, на ней работали от зари до зари. Немощные старики оставались дома присматривать за малыми детьми. Частенько их можно было видеть сидящими на бревнышке около дома. Старик частенько засыпал сидя. Эта скульптура, заказанная московскими эрзянами, отражает это состояние старого, немощного, но еще властного человека. Изготовлена в 2013 году.
Иненармунь – любимая птица Бога, посол неба, регулятор божественных и человеческих отношений (Приложение 10). Изображается народом с древнейших времен в образе лебедя, аиста или гуся. Иненармунь, Покшнармунть – Великая птица, она участвовала в сотворении мира вместе с богом. Образ птицы глубоко философичен, воплощает в себе триединство Земли, Воздуха, Воды. Иненармунь ныряет на дно первичного океана и достает частичку земли, ила, из которой возникает суша. Своеобразным продолжением мифа является дальнейшее сотворение мира из яйца Великой птицы: Иненармунь снесла яйцо, которое разбилось, и из его верхней части образовалось небо, из нижней – земля, из желтка – солнце, из белка – месяц. Иненармунь выступает своеобразной посланницей Бога, владеет человеческим голосом, держит связь с миром. Образ птицы Бога в композиции со свадебными кольцами – это благословение Инешкипаза на прочную семью, образ создан музеем для этнопарка в 2013 году.
Деревянные скульптуры открыты в 2014 году в этнопарке как памятник героям разных столетий: Алёне Арзамасской, 1670 г.; Несмеяну Васильеву, 1740 г.; Кузьме Алексееву,  1806 г. (Приложение 11).
В ходе фестиваля национальной культуры Лукояновский районный отдел культуры проводил конкурс резчиков в 2014 и 2015 году. Мастера оставили ряд скульптур, продолживших тему эрзянского фольклора и мифологии. Так было создано из единого бревна несколько персонажей. Это покровительницы поля Норовава и Модава, небесная покровительница Ангепатяй и сам бог Инешкипаз, скульптура Толавы, покровительницы огня, и детский городок с качелями и песочницами, оформленными гномами(Приложение 12).
18 июня 2015 года в этнопарке торжественно был открыт памятник эрзянскому инязоруПургазу, герою средневекового Нижегородского Поволжья (Пиложение13).
Летом 2016 года был построен и открыт памятник современным эрзянским героям (Приложение 14). Название памятника «Колмоштатолт» - «Три свечи». На стеле открыты четыре мемориальные плиты: Надькину Д.Т. – профессору – лингвисту, первому организатору и председателю культурно – просветительного общества «Масторава» в Мордовии; музыканту и фольклористу Ромашкину В.И., за возрождение и творческое исполнение эрзянских народных песен; Туршатову С.К. – лидеру Нижегородского эрзянского движения и Люлякиной С.М. – поэтессе и сказочнице, посвятившей жизнь сбору народного фольклора.
В 2016 году этнопарк пополнился еще одним произведением - был открыт памятник и мемориальная плита эрзянскому скульптору С.Д. Эрьзе, приуроченные к 140 – летию со дня рождения великого гения (Приложение 15).
На территории этнопарка проводится межрегиональный ежегодный фестиваль национальной культуры «Эрзяньлисмапря», что означает «Эрзянский родник»,который стал желанным праздником смотра художественной самодеятельности (Приложение 16).За все проведенные фестивали не было одинаковых по программе праздников. Каждый из них имеет индивидуальную праздничную окраску, колорит музыки, красок, эмоций. Участвуют много людей с разных регионов страны. Смотр национальных талантов - это поистине большой и нужный праздник, который привлекает разнообразную публику. В рамках фестиваля зрители могут попробовать блюда национальной кухни, испытать себя в ратоборческих и спортивных поединках, увидеть творения мастеров народного прикладного творчества и увидеть возрождённые древние обряды.Эрзянская культура, ее торжество на территории этнопарка – чудо в возрождении и сохранении национальной культуры, в первую очередь, эрзи как народа. Популярность праздника растет год от года.

3.3 Этнотуризм – будущее этнопарка.

В России, богатой национальной культурой, живут 193 народа и народностей. Перспектива создания этнопарков очевидна. Однако до конца пока неясно, каким он должен быть, чтобы с одной стороны сохранить исторические памятники, а с другой развивать традиционную народную культуру. В отличие от музеев, ландшафтных парков, зоопарков и парков культуры, и других мест отдыха населения, этнопарки не имеют никаких общих принципов устройства или стандартов в представлении услуг. Между прочим, этнопарки уже смело берут на себя функции этнобрендирования территорий и развития внутреннего туризма.
Ежедневно, в любое время года на территории этнопаркаЛукояновского муниципального района Нижегородской области можно видеть людей. Одни останавливаюся чтобы взять родниковой воды, другие, чтобы провести время отдыха у стационарного мангала. Выходные дни отмечены большими посещениями, едут молодожены, а то и «свадьбы» на родник. Каждый год в конце июля в субботу традиционно проводятся с       2011 года межрегиональные фестивали «Эрзяньлисьмапря».
Лукояновский МБУК «Краведческий музей» его отдел (сектор) «эрзянькультупаньмузеесь» на этой территории проводит организованные экскурсии. Уже были в этнопарке эрзянской культуры представители Эстонии, Финляндии и других стран и континентов. Туристы из России посещают этнопарк самостоятельно. Культура народа эрзя доступна всем желающим, которые интересуются древностями, дохристианской историей нашего края.

Заключение


Всякое событие, всякая судьба души человеческой

должны быть исследованы до конца, для того

чтобы их можно было ясно и верно понять,

для того чтобы они получили свое настоящее

место в истории человечества.

В.С. Соловьев

Память о предках — это одна из древнейших, благородных традиций всего человечества.Наше прошлое – наши предки. Несомненно, мы должны почитать культуру и ценности минувших лет, почитать предков. Именно благодаря им мы живём в сегодняшнем мире. По-моему, уважение к прошлому начинается с уважения к своему роду, к его традициям, переходящим из поколения в поколение.
Сейчас Землю можно сравнить с огромным многоквартирным и многоэтажным домом, в котором живут самые разные соседи, со своими привычками и обычаями - иначе говоря, представители разных народов. Если посмотреть на этнический состав практически любого города мира, то среди его населения можно встретить и представителей коренных народов и многочисленные диаспоры других национальностей. Все они живут в одном доме и все они должны жить мирно.
Анализируя историю, человечество устанавливало причины и последствия событий и явлений, что позволяло ему не допускать этих ошибок в будущем. В этом и состоит суть изучения истории.Можно бесконечно переписывать историю, но нельзя ее изменить. Это банальная на первый взгляд истина, до сих пор не стала так очевидна, чтобы ей следовал каждый, в той или иной степени причастный к интерпритациям нашего исторического прошлого и формированию народной памяти.Примером этому служит народ – эрзя, древнейшие жители юга Нижегородской области.
Знание истории собственной страны – это самоуважение. М.В. Ломоносов сказал: «Человек, не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее». Только поняв и осознав заново всю глубину единого культурного наследия, переданного нам нашими мудрыми предками, мы можем уверенно шагать в светлое будущее, продолжая дело наших отцов, дедов и прадедов.Человеку нужно знать свои корни, чтобы уважать окружающих людей и себя в этом окружении.


Список литературы

1.     Кашина Г.И., Комиссаров В.В., Табашин Н.В. – Край наш Лукояновский.      Выпуск № 2. – Арзамас, 2009. – 190 с.

2.     Кашина Г.И., Комиссаров В.В., Табашин Н.В. – Край наш Лукояновский.      Выпуск № 3. – Арзамас, 2011. – 256 с.

3.     Кедяркина Ф.И., Кашина Г.И., Комиссаров В.В. – Край на Лукояновский.      Выпуск № 1. – Нижний Новгород, 2000. – 245 с.

4.     Мокшин Н.Ф. Материальная культура мордвы. – Саранск, 2002. – 206 с.

5.     Музей – этнопарк эрзянской культуры. – Лукояновский краеведческий музей. –2017.

6.     Фонды МБУК «Лукояновский районный краеведческий музей»


Материал подготовлен участником регионального конкурса творческих работ "Родная земля" Жуковым  Андреем, 8 "б" класс, МБОУ Лукояновской средней общеобразовательной школы №1

Номинация «Национальная память моих предков»

Педагог – руководитель: учитель истории и обществознания Кузнецова Елена Валентиновна

Материалы регионального конкурса творческих работ "Родная земля" 2020 год.