Моя история-Нижегородский край

«История арзамасских монастырей»

Забота о памятниках культуры позволяет людям помнить о своем наследии, которое важно для понимания духовных ценностей данного общества. В XX веке многие памятники культуры находились в ветхом состоянии, что связано с нехваткой внимания со стороны властей. В современное время проявилась тенденция к необходимости сохранения культурного наследия. В дореволюционном Арзамасе было более тридцати церквей и четыре монастыря. Советское время оставило неизгладимый след на состоянии религиозных сооружений. Настоящее время ставит перед нами задачу – исправление ошибок прошлого, в частности, в отношении религиозных сооружений. В нашем регионе активно проводится восстановление культурного наследия. При поддержке общественности ведется реставрация храмов и монастырей.

Основание Николаевского монастыря неразрывно связано с воспоминанием об основателе его Феофилакте Яковлеве. Н. М. Щегольков сообщает, что «около 1580 г. один из жителей Арзамаса Феофилакт Яковлев, по своему усердию и на собственный счет построил деревянную церковь во имя Николая Чудотворца».Об этом свидетельствовала грамота царя Алексея Михайловича, данная 28 марта 1670 г. стольнику князю Леонтию Шайсупову и написанная на семи склеях со скрепом дьяка Ивана Степанова: «…как де тот Никольский девич монастырь построен тому лет с девяносто и больше…»

В первое время своего существования число монахинь в Николаевском монастыре не превышало 30 человек. В древних синодиках (поминальная книга - А. П.) были записаны имена первых настоятельниц обители. Игуменьи: Фотиния, Феврония, Агафья, Елена, Надежда и Мария. Начало XVII века для Николаевского монастыря было тяжелым, он вместе со всей страной переживает жестокие голодные годы.

В 1612 году второе народное ополчение под руководством К. Минина и князя Д. М. Пожарского освобождает Москву от польско-литовских захватчиков. А в 1613 году, уже в более спокойной обстановке в стране, на соборе избирают на царство 16-летнего Михаила Федоровича Романова. На собор - собрание - от всех слоев населения были выбраны пять человек арзамасцев: игумен Спасского монастыря Иов, служилые дворяне Иван Путятин, Федор Дементьев, Иван Нармацкий и Федор Чемезов.

Молодой царь Михаил Федорович, опекуном которого являлся его отец - российский патриарх Филарет, был благосклонен к Арзамасу, в том числе и к Николаевскому монастырю. Своими грамотами 1614, 1615 и 1632 годов государь подтверждает прежнее право Николаевского монастыря на владение своими поместьями. Кроме того, он устанавливает хлебную и денежную ругу - государственную дотацию Николаевскому женскому монастырю.

В начале XVII века Арзамас, как и многие другие русские города, был застроен деревянными зданиями, а потому очень часто страдал от опустошительных пожаров. В 1650 году в результате сильного пожара, произошедшего от молнии, церковь была уничтожена. Куда разошлись бедные погорелицы - монахини Николаевского монастыря, неизвестно. Можно предположить, что их приютила под своей крышей Алексеевская обитель.

Монастырь через некоторое время был возрожден, правда, не в прежних размерах.

В конце 70-х годов XVII века - новое трагическое испытание. Народное восстание, вспыхнувшее в казачьих станицах Нижней Волги под руководством С. Разина, переросло в большой пожар на Среднем Поволжье. Город Арзамас опять оказался в центре бурных событий и становится штабом каратель­но-усмирительных войск под руководством князя Ю. Долгорукого.

В город из разных мест свозились тысячи крестьян для суда и расправы.

Среди повстанцев предводительницей большого отряда была монахиня Арзамасского Николаевского монастыря. К сожалению, в архивных источниках крайне скудны сведения об этой яркой и удивительной личности - Алене Арзамасской, монахине Марфе Арзамасского Николаевского монастыря. Не ясным остается то, что же заставило ее покинуть стены обители и взяться за оружие, пойти против помазанника Божия, законного царя. Однако, надо полагать, причины должны были быть весомые и тесно связанные с церковным расколом окружена крепкими стенами городского кремля и находилась внутри города.

С 1719 по 1749 год обителью более 30 лет управляла игуменья Мария, прозванная Грузинкой, очевидно повлияла на это ее национальность. В 1726 году Арзамас сильно пострадал от жестокого пожара. Монастырь вторично был превращен в пепел. И вновь всем городом стали восстанавливать монастырь. На месте сгоревшей дере­вяной ограды с трех сторон была возведена каменная, а с четвертой - деревянная. Всей длины ограды, с четырьмя каменными башнями по углам, было более 242 метров. Вдоль западной стены обители построен был первый каменный двухэтажный корпус с открытой галереей для перехода в Николаевскую церковь.


В 1738 году восстановили каменную Никольскую церковь, а над западной папертью возвели трехъярусную каменную же колокольню. В 1740 году была построена теплая деревянная церковь во имя Богоявления.

В 1878 году в алтаре церкви были переделаны арки, сломаны стены, устроена новая глава, которая была покрашена в синий цвет и украшена позолоченными звездами и подзором. Высокая четырехъярусная колокольня была заново побелена, и ее главу покрасили в ярко-синий цвет.

В 1913 году монастырь был вполне благоустроен. Здания его и постройки были покрашены чисто выбелены, аккуратные дорожки и клумбы с цветами радовали глаз. Внутреннее пространство храмов со старинными резными иконостасами и многочисленными иконами, ценными церковными вещами были плодами трудов и гордостью монахинь, число которых достигло 325 человек. Сестры ни в чем, необходимом для иноческой жизни, не нуждались и могли спокойно заботиться о своем духовном спасении.

Не раз Арзамас переживал жестокие пожары, которые уничтожали половину города, однако город возрождался вновь, еще краше и лучше. Но случился пожар пострашнее всех - пожар революции, который «выжег» в умах и душах людей многовековую память предков, и люди сами превратили свои храмы в развалины и пепел.

Вследствие изучения, анализа и обработки информации я пришла к выводу, что монастыри являются неотъемлемой частью культурно-исторического наследия нашего региона. В настоящее время политика государства направлена на реставрацию и охрану памятников культуры, что обусловлено их важностью. Общественное мнение города Арзамаса поддерживает государственную политику в отношении памятников культурного наследия. Я уверена, что воссоздание было величия нашей культуры помогает сделать мир каждого человека лучше, обогащая его духовный мир. Я надеюсь, что с каждым годом в нашем городе будет увеличиваться количество восстановленных храмов и монастырей, а также других памятников культуры. Таким образом, цель и задачи исследовательской работы были достигнуты.

Материал подготовлен участником краеведческой конференции "Неизведанный Арзамас" в рамках регионального конкурса творческих работ "Родная земля" Гришаниной Лидией, 10 класс МБОУ «Гимназия»Руководитель - Шашков Владислав Александрович учитель истории и обществознания





Материалы краеведческой конференции "Неизведанный Арзамас"