Моя история-Нижегородский край

Бумажная икона батюшки Серафима

Я Зоя Тихова, я в садик хожу,

Сегодня о роде своем расскажу,

Живёт в Арзамасе, моя вся семья

И здесь, в Арзамасе, живут все друзья,

А корни мои, что ушли в глубь веков,

Содержат татарскую, польскую кровь.

В роду моем были мордва, казаки,

Ещё белорусы - о них и стихи.

О предках своих я хочу всё узнать,

Поэтому древо начну изучать.

Я буду стараться, я буду вникать,

Все ветви попробую запоминать.

Без корня деревья - дрова, древесина,

А знание рода великая сила!



Цель моей работы:
Изучить историю появление у нас дома иконы Серафима Саровского.
Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач:
  • Изучить историю моих предков, а именно изучить семейное древо до моего прапрапрадедушки И.А. Баринова, жившего в Выездной слободе и его связь с историей родного края.
  • Проанализировать существующую литературу по данной теме. Опросить родственников.
  • Объяснить важность изучения истории родного края.
  • Воспитать в слушателях чувство патриотизма и уважительное отношение к святыням родной земли, к родному краю.

Актуальность работы обусловлена тем, что, что изучение истории своей родины и своего рода воспитывает гордость за принадлежность к нему, желание стать таким же, как твои предки. 
Самое важное - начать изучать историю, собирать её по малым крупицам, что бы восстановить своё прошлое.
Один человек спросил другого: «Как докажешь, что ты русский?»
  • знать язык может любой иностранец,
  • в паспорте графу национальность отменили,
  • из места, где родился можно переехать.
Тот человек ответил: «Только зная свою историю можно доказать кто ты». 
Мысль простая, но глубокая. Не знаешь свою историю – значит, еще не сформировался как гражданин.

Домашняя икона батюшки Серафима Саровского


В каждой семье есть та самая вещь, которую мы бережём и считаем семейной реликвией - это может быть не очень старинный предмет, но он всегда особенно дорог и памятен. В моей семье тоже храниться дорогая сердцу вещь - это не книга, не одежда и не украшение, ни домашняя утварь и не фотография – это бумажная икона, икона с изображением  Святого Серафима Саровского.
В нашей семье она уже очень давно. Раньше эта икона не хранилась под стеклом, сначала просто стояла в красном углу, а в советское время была приколота на кнопочку и висела высоко под потолком, но она сохранилась и дошла до наших дней.
Когда я спросила у мамы, что это за икона, как и когда она появилась? – мама почти ничего не смогла рассказать, кроме того, что икона эта принадлежала ещё моему прапрапрадеду - Илье Александровичу Баринову.
Моя прабабушка (его внучка) Анна Диомидовна или, как мы её называем – бабушка Анюта рассказала, что мой род принадлежит к коренным жителям Выездной казачьей Слободы, которая находится прямо под Арзамасом и эта икона попала в нашу семью в памятный для всех арзамассцев 1903 год. Она была напечатана специально для верующих людей, тех, кто соприкоснулся с духовной силой батюшки Серафима, а напечатали её ещё до его канонизации.
17 июля 1903 года, тот день навсегда останется в памяти арзамассцев, как день, связанный с торжеством открытия святых мощей Преподобного Серафима. Тогда проездом в Дивеево и Саров арзамасскую землю посетил император Николай Второй со своею семьёй [1].
До Арзамаса большая царская семья ехали поездом. Далее предстояло проехать 60 верст на экипажах, запряжённых четверками лошадей. Императорский поезд совершил остановку близь Храма во имя Преподобного Сергия Радонежского в Выездной слободе у специально построенного и великолепно украшенного царского павильона. Здесь Их Императорских Высочеств встретили многочисленные депутации, в том числе от г.Арзамаса и Арзамасского уездного земства, поднесших Их Величествам хлеб-соль. Стечение народа при встречи Их Величеств было громадное, никогда в пределах Арзамаса небывалое, полагают, что около места встречи было не менее 50 тысяч человек [3, с. 272]. Был там и мой прапрапрадед Илья Александрович, именно тогда он и получил эту икону с изображением батюшки Серафима. Сейчас уже трудно выяснить продавались ли Бумажные иконы или раздавались всем верующим, да это уже и не важно, важно, что вместе с ней наша семья обрела сильнейшего заступника и молитвенника Божия. От Ильи Александровича икона перешла к его сыну – Диомиду Ильичу Баринову, затем к внучке – Анне Диомидовне, она-то и передала эту икону моей маме в наш дом.
На иконе под изображением батюшки Серафима мы с мамой прочитали надпись: Иеромонах Серафим уделяет часть от своей трапезы медведю. От Московского Духовного Цензурного Комитета печать дозволяется. 07 сентября 1895 г. Цензор протоиерей А. Смирнов. Хромолитография Е.П. Фесенко в Одессе.
На что мы сразу обратили внимание, так это на то, что батюшка Серафим здесь назван как «иеромонах». Почему? Вот это мы и решили узнать!
Изучив доступную литературу в Интернет ресурсах мы выяснили, что перед нами находится удивительное старинное изображение, ведь это и икона и не икона в то же самое время и эта двойственность – редчайшее явление в истории русской православной иконописи!.
Святой Серафим Саровский был тем человеком, святость которого проявилась и в делах и в народном почитании задолго до официальной канонизации, а потому естественным желанием каждого, кто соприкоснулся с духовной силой и помощью батюшки Серафима была потребность совершать молитву перед иконой с его изображением, но вот незадача – таковых икон писать не могли, ведь святой подвижник не был канонизирован!
Удивительность же состоит в том, что, не дожидаясь канонизации, начали писать и печатать иконоподобные изображения, на которых был Серафим Саровский чудотворец и такие изображения не просто приобретались верующими для украшения своего дома, а покупались и использовались именно как иконы, но по сути своей иконами не являлись!
Как отличить икону Серафима Саровского от «неиконы»? Очень просто: обратите внимание, есть ли на изображении святого нимб. Если он есть, значит перед Вами икона, написанная, или напечатанная после канонизации преподобного Серафима Саровского. Если нимба нет, то изображение более старое, иконой не является, и напечатано (нарисовано) оно до официальной канонизации [2]. Но не все так просто!
Как только не называют данную икону в народе! И «Серафим Саровский с медведем» и «Серафим Саровский кормит медведя», но правильное название этой сцены «Иеромонах Серафим уделяет часть от своей трапезы медведю» - оно написано под изображением и кроме того, из подписи под картинкой Вы получаете остальные очень важные сведения о том, например, что изображение будущего святого нарисовано не случайно и напечатано не по прихоти издателя или художника, но уже соответствует церковному канону, ведь на тиражирование его дано разрешение Московского Цензурного Комитета, датируемое седьмым сентября 1895 года! [2]. Прекрасная картина, которая стала иконой сразу после того, как Серафима Саровского канонизировали в 1903 году.
Каждый раз, зажигая свечу перед ликом батюшки Серафима и читая молитву, я словно чувствую дыхание моих предков, замеревших рядом со мной в благоговейном молчании.
Преподобный Отче Серафиме, моли Бога о нас! 

Заключение.
Мне удалось узнать, откуда появилась в нашем доме икона Батюшки Серафима. Она всегда привлекала мое внимание и была очень памятна в нашей семье, но теперь, зная её историю, я смотрю на нее не просто, как на икону, а как на частичку своей истории, которую держал в руках мой прапрапрадедушка. У меня нет возможности узнать его, но от мысли, что он когда-то прикасался к этой иконе, а теперь я касаюсь ее – мне становится необыкновенно тепло и радостно, словно дедушка дотронулся до меня своею рукой.
В наш век информационных технологий и научного прогресса мы переживаем трудное время утраты людьми добрых идеалов жизни наших великих предков.
Подобные конференции помогают нам вновь обратиться к традициям Святого Православия.
Литература:
1. Дивный старец Серафим. Издательская группа Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря, 2002.
2.Купи старину. Иконы и антиквариат. http://kupistarinu.ru/ikony-pechatnye/starinnaja-pechatnaja-ikona-svjatoj-serafim-sarovskij
3.Щегольков Н. Исторические сведения о городе Арзамасе. – Арзамас: Типография Н. Добротвора, 1911.

Материал подготовлен участником регионального краеведческого конкурса творческих работ "Родная земля" Тиховой Зоей – воспитанницей

ЧДОУ РО «НЕРПЦ (МП)»«Православный детский сад

имени преподобного Сергия Радонежского города Арзамас».

Руководитель: Коробашкина Елена Викторовна - воспитатель

ЧДОУ РО «НЕРПЦ (МП)»«Православный детский сад

имени преподобного Сергия Радонежского города Арзамас»

Материалы регионального краеведческого конкурса творческих работ «Родная земля»2022 год