Моя история-Нижегородский край

История дома - усадьбы И.А.Попова

Введение

 Для каждого человека самое дорогое и родное место на Земле – это его Родина, то место где он родился, вырос, где живут близкие ему люди. Для меня это мой город Арзамас. Любовь к своей малой Родине во многом зависит от того, насколько хорошо знает человек историю, культуру и традиции своего города. Ведь она даёт человеку возможность выбора духовных ценностей, которые наиболее соответствует его жизненным принципам. Духовные ценности передаются из поколения в поколение. Каждое новое поколение вносит в копилку духовного опыта что-то новое.
  Каждый день мы ходим по знакомым улочкам нашего городка, спешим по делам. Часто не замечаем вещи, которые нам кажутся обыденными, а на самом деле таят в себе огромную культурную и историческую ценность. Узнать об историческом прошлом своего народа мы можем из книг по истории, кинофильмов, рассказов старших и учителей. А ещё об историческом прошлом нам многое могут рассказать памятники, которые есть и в нашем городе.
 Можно ли назвать актуальной проблемой современности – проблему незнания современной молодежью истории своей малой родины, города, памятника этого города. Либо это проблема тех мест, мимо которых ты проходишь и не знаешь, зачем здесь поставили этот памятник, нужен ли он здесь, а к чему? 
Но почему же мы, поглощенные многочисленными жизненными проблемами, предаем забвению наше прошлое и забываем об огромном влиянии прошлого на судьбы людей? У настоящего без прошлого нет будущего
Актуальность темы работы состоит в том, что именно историко-культурные памятники содержат в себе ценные сведения о прошлом опыте человечества и повсеместно транслируют его в настоящее. Это способствует не только обогащению человечества исключительно научными сведениями о прошлом, но и используется им для влияния на мировоззрения современников. Тем самым памятники истории и культуры кроме сохранения информации о прошлом, безусловно, выполняют ещё и определенные важные для развития современного общества социальные функции в настоящем.
Вот и я решил провести исследование.
Цель исследования в том, что я хочу восстановить в памяти людей прошлое дома - усадьбы И.А.Попова.
Объект исследованиядом – усадьба И.А.Попова.
Предмет исследования: выявление особенностей и характерных черт дома – усадьба И.А.Попова.
Гипотеза исследования: Если человек интересуется прошлым своей малой Родины, то он обогащается духовно и нравственно.
В связи с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой исследования решаются следующие задачи:
·              изучить историю памятника культуры и истории дома - усадьбы И.А.Попова;
·              формировать умение работать с различными источниками информации, отбирать нужный материал и систематизировать полученные данные.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
·              чтение, изучение и анализ материалов;
·              консультации, чтение и анализ периодических изданий;
·              проверка и уточнение фактов;
·              фотографирование памятника истории и культуры.
Исследовательская работа состоит из введения, основной части, заключения, литературы и приложений.

М. П. Коринфский

В русской архитектуре первой половины XIX достаточное количество выдающихся имён.
Для интересующихся поздним классицизмом имя Михаила Петровича Коринфского (1788 – 1851) довольно известно. Именно благодаря его проекту соборную площадь города Арзамаса Нижегородской области, украшает величественный Воскресенский собор, воздвигнутый как памятник Отечественной войне 1812 года, также памятники градостроительства и архитектуры регионального значения.
Специалисты в области архитектуры и краеведения сошлись во мнении, что творчество Коринфского изучено недостаточно, да и интерес к подлинной провинциальной архитектуре проявит не каждый.
Михаил Петрович Коринфский – фигура загадочная, по сей день, не установлена точная дата рождения и фамилия (первоначально фамилия Варенцов, позже изменена). Известно лишь, что родился он в 1788 году в семье резчиков иконостасов, был выходцем из арзамасских мещан. Интерес к архитектуре возник в юношеском возрасте. Ключевым моментом в судьбе стало знакомство и обучение у местного художника А.В. Ступина, который впоследствии станет академиком живописи. Ступинская школа живописи была уникальной для того времени. В то время обучаться живописи можно было в Москве, Санкт-Петербурге и, на удивление, в Арзамасе. В школу принимались мальчики семилетнего возраста, как свободные, так и крепостные. Обучение длилось шесть лет, но важная деталь – связь с Академией художеств. Все работы учеников ежегодно с отчётом о деятельности школы художник А.В.Ступин направлял в Академию художеств, где они просматривались и обсуждались на художественном совете. В 1808 году М.П.Коринфский сдаёт экзамены и поступает в Академию художеств в Петербурге. Очередным поворотным моментом в жизни Михаила Петровича становится знакомство с архитектором, представителем классицизма, одним из основоположников ампира, художников – Андреем Никифоровичем Воронихиным, который вёл архитектурный класс. Закончив обучение М.П.Коринфский со званием художника 14-ого класса, что означает получение большой серебряной медали при выходе из учебного заведения. Уникально то, что практику будущий архитектор проходил на строительстве Казанского собора в Петербурге, а также в Строгановском дворце (Невский проспект,17). Архитектор мечтал творить для родного города, и такая возможность ему была предоставлена. В 1810 Совет Академии Художеств берёт на рас­смотрение план по строительству Воскресенского собора в самом центре города Арзамаса. В том же году проект был одобрен. К слову, Воскресенский собор существует и поныне и дошёл до нас без существенных изменений.
Творческая судьба архитектора не остановилась на проекте собора, наоборот, это была точка отсчёта дальнейших побед. С 1813 по 1823 год проектировал и строил сооружения разного назначения в Пензенской, Нижегородской и Симбирской губерниях.

Владелец усадьбы

«Исторические сведения о городе Арзамасе, собранные Николаем Щегольковым» (1911 год) содержат информацию о владельце усадьбы. Им был городской голова, купец первой гильдии, владелец кожевенного завода и почётный гражданин города Арзамаса Иван Алексеевич Попов (Щетинин) (1761 – 1845). Усадьба И.А. Попова, состоящая из двух домов деревянного и каменного, расположена в северной части исторического центра города. А построена она в конце XVIII-начале XIX веков. В этот период времени руководство строительством в городе Арзамасе осуществляли нижегородские архитекторы И.Е. Ефимов и И.И. Межецкий. Современные исследователи установили, что проект усадьбы выполнил знаменитый архитектор Михаил Петрович Коринфский в 1812-м.
Деревянный дом является примером памятника архитектуры начала XIX века, выполненного в стиле классицизм.
В 1812-1814 гг. по проекту архитектора Михаила Петровича Коринфского деревянный дом был перестроен и украшен колоннами. Изначально здание предполагалось использовать для размещения в нѐм малолетних сирот. Здание оказалось неудобным для устройства воспитательного приюта, поэтому вскоре рядом с главным домом был выстроен новый каменный флигель. Воспитательный дом Попова имел частный характер, содержал его Иван Алексеевич на свои средства, управлял им по своему усмотрению, не получая на содержание никакого пособия и не давая отчёта. За учреждение и содержание воспитательного дома И. А. Попов-Щетинин был награжден медалями и орденами. После смерти И. А. Попова-Щетинина (7 февраля 1845 г.) воспитательный дом был закрыт. Усадьба перешла по наследству младшему сыну Ивана Алексеевича от второго брака – арзамасскому купцу Николаю Ивановичу Попову Щетинину. Затем усадьба была продана Н. И. Поповым-Щетининым городу. Сад с вековыми липами некоторое время был открыт для публичных гуляний, а главный дом усадьбы, по сообщению Н. Щеголькова, в начале ХХ в. был занят квартирой воинского начальника.



Описание усадьбы

Описание усадьбы Попова есть в хрестоматийном справочнике «Памятники истории и культуры Горьковской области», вышедшем в 1980 году под редакцией профессора В.П.Фадеева. Авторы раздела «Памятники архитектуры» – С.Л.Агафонов и Ю.Г.Самойлов – отмечают, что усадьба Попова «состоит из двух домов, объединённых единым характером архитектуры, но совершенно различных по композиции. Главный из них – жилой, деревянный, на высоком цоколе, образованный стенами каменного сводчатого полуподвала. Центр длинного уличного фасада выделен четырёхколонным портиком. Второй дом каменный, двухэтажный поставлен торцом к улице, лицевой стороной во двор к жилому дому, глухой стеной по границе соседнего участка. Окна обоих этажей выходят на двухъярусную галерею. Первый её ярус имеет только одну, хотя и широкую, арку, а галерея второго этажа образована тремя арками. Фасад, завершённый треугольным фронтом, со своими тяжёлыми формами носит весьма монументальный характер».
Внимание составителей каталога «Архитектор Михаил Коринфский», изданного в Ульяновске архитектурной мастерской «Симбирскпроект» к 225-летию зодчего, привлекли и другие элементы двухэтажного каменного дома усадьбы Попова: «Средняя часть здания – мезонин, оформлен четырьмя прямоугольными пилястрами с открытым (в первоначальном виде) балконом-галереей. Характерной отличительной чертой этого здания является смелое решение входа в цокольном этаже мезонина».
А вот такое описание здания деревянного корпуса сейчас. Прямоугольное, в плане одноэтажное рубленое здание с мезонином. Имеет каменный, перекрытый кирпичными сводами подвал. Главным, южным в семь световых осей симметричным фасадом здание обращено на ул. Ступина. В основании здания – высокий цоколь: возвышающиеся над отметкой земли кирпичные, оштукатуренные снаружи стены подвального этажа. Стена цоколя имеет несколько узких горизонтально повернутых прямоугольных ниш, расположенных на одних осях с окнами верхнего, рубленого этажа. До конца 1970-х годов на месте некоторых из них оставались оконца-продухи подвала, и были заложены предположительно, в недавнее время. Деревянные стены верхней части здания, сложенные из брёвен, - открытые, не имеющие обшивки. Короткими дощечками обшиты лишь торцевые выпуски брёвен сруба по главному фасаду. Центральная, в три световые оси, часть здания, включающая объём мезонина, выделена на фасаде четырьмя крупными круглыми колоннами, поставленными на раскреповку каменной стены подвала. Деревянные, оштукатуренные чуть искривленные колонны, выполнены с энтазисом. В основании колонн – квадратные плинты и базы с двумя торусами. Капители колонн отсутствуют, гладкие фусты колонн упираются непосредственно в дощатую обшивку поддерживаемого ими неполного антаблемента. Антаблемент, завершающий стены мезонина, не имеет архитавра, над гладким дощатым фризом нависает профилированный карниз с рядом плотно посаженных мелких модильонов. Фронтона в завершении здания не имеется, а объём мезонина завершается обычной четырехскатной кровлей. Стены боковых одноэтажных крыльев фасада завершаются неполным антаблементом с узкой фризовой частью и выступающим вперед гладким, без модильонов карнизом. Над карнизом возвышается небольшой, в один – два венца аттик. Все семь высоких прямоугольных окон первого этажа здания и три небольших квадратных окна мезонина на главном фасаде обрамлены плоскими, в одну доску, наличниками в стиле модерн, начала ХХ в.  Боковой западный фасад дома обращён во двор участка и имеет шесть световых проёмов в нижней выступающей вперед части здания. Стена этой одноэтажной части разделена выпусками брёвен на четыре прясла. В широких боковых пряслах устроено по два высоких прямоугольных окна. Левое узкое среднее прясло прорезано таким же окном, как и в боковых пряслах. В среднем правом прясле устроен дверной проём главного входа в здание. К нему ведёт небольшое крыльцо в восемь каменных ступеней. Прямоугольный проем входа расположен на центральной продольной оси здания. Вверху над дверью входа и справа устроен стеклянный витраж, освещающий узкое пространство прихожей. Окна этого бокового фасада обрамлены наличниками, аналогичными наличникам главного фасада. Стена бокового западного крыла дома завершается прямым гладким карнизом с аттиком. 
Боковая западная стена мезонина, возвышающаяся над кровлей одноэтажной части, завершается карнизом с модильонами. Северный дворовый фасад здания имел семь световых осей окон. В настоящее время два оконных проёма, расположенные в левом (восточном) крыле здания, зашиты, а на стене наблюдаются остатки штукатурного слоя, оставшиеся от одноэтажной пристройки, ныне демонтированной. К правому (западному) крылу с северной стороны примыкает пониженный объём спуска в подвальные помещения. Его боковые, сложенные из кирпича стены равны по высоте стенам цоколя, лицевая стенка обита жестью и прорезана небольшим прямоугольным дверным проёмом. Спуск в подвал завершается железной двухскатной кровлей, конёк которой приходится на середину межоконного простенка. К центральной, повышенной части фасада пристроена современная открытая двухмаршевая эвакуационная лестница. В мезонине на центральной оси устроен дверной проем эвакуационного выхода. По сторонам от него сохранились два небольших квадратных окна мезонина. Эти окна так же, как и высокие прямоугольные окна первого этажа, здесь, на северном фасаде не имеют наличников. 

Дом - усадьба И.А.Попова - настоящее

Здание, расположенное по адресу: Нижегородская область, г. Арзамас, ул. Ступина, д. 3. отнесено к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения как «Дом Попова (каменный и деревянный корпуса)», на основании Постановления Совета Министров РСФСР 30.08.1960 №1327 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры местного значения». В отношении объекта культурного наследия действует охранное обязательство пользователя объекта культурного наследия.
До 2001 года объект числился в «Государственных списках памятников истории и культуры Нижегородской области» как «дом Попова (каменный и деревянные корпуса)».
Объект дошёл до наших дней: оба строения используются под детский сад № 1, расположенный на улице Ступина в Арзамасе.
В августе 2019года специалистами ООО «Асгард» было проведено инженерное обследование объекта культурного наследия регионального значения «Дом Попова (каменный и деревянный корпуса)». В результате осмотра объекта культурного наследия установлено.
В целом общее состояние внешних архитектурных и конструктивных элементов памятника оценивается как удовлетворительное (II категория) – незначительно нарушены требования норм по условиям эксплуатации, но обеспечиваются нормальные условия эксплуатации. Состояние отдельных элементов внешних архитектурных и конструктивных элементов памятника оценивается как неудовлетворительное (III категория) – требуется восстановление конструкций.
В ходе осмотра здания было установлено, что большинство несущих конструкций находятся в ограничено-работоспособном состоянии и требуют проведения ремонтно-восстановительных работ. Однако часть несущих конструкций (отдельные участки фундамента, отдельные деревянные балки перекрытий) находятся в недопустимом состоянии и требуют замены либо усиления, также требует ремонта и замены водосточная система, цоколь, участки отмостки. Общее состояние памятника оценивается как ограниченно-работоспособное (III категория) – имеются дефекты и повреждения, приведшие к некоторому снижению несущей способности, однако отдельные конструкции находятся в недопустимом состоянии требуют замены или усиления.
Месяца через четыре детский сад № 1 закроют, и будет капитальный ремонт деревянного здания.

Заключение

Необходимость сохранения и изучения памятников культуры
образует духовную и социальную среду обитания человека, будучи «второй природой», делает это существование собственно человеческим. Она позволяет человеку становиться интеллектуально-духовной, нравственной, творческой личностью. Поэтому сохранение культуры столь же естественно и необходимо, как сохранение природы. 
Экология природы неотделима от экологии культуры. Если природа накапливает, сохраняет и передает генетическую память человека, то культура делает, то же самое с его социальной памятью. Нарушение экологии природы несёт угрозу генетическому коду человека, ведёт к его вырождению. Нарушение экологии культуры разрушающе воздействует на личность человека, ведёт к его деградации.
Культурное наследие представляет собой фактически главный способ существования культуры. То, что не входит в культурное наследие, перестаёт быть культурой и, в конечном счёте, прекращает свое существование. За свою жизнь человек успевает освоить, перевести в свой внутренний мир лишь малую долю культурного наследия. Последнее остаётся после него для других поколений, выступая как общее достояние всех людей, всего человечества. Однако таковым оно может быть лишь при условии своего сохранения. Поэтому сохранение культурного наследия в известной мере совпадает с сохранением культуры вообще. 
К сожалению, количество памятников культуры уменьшается с каждым годом. Утраты памятников зачастую, невосполнимы. Оценить красоту находящегося рядом памятника истории и культуры способны далеко не все. Задача нашего поколения сохранить объекты культурного наследия для будущих поколений, чьи духовные запросы будут возрастать. Памятники культуры являются свидетельствами исчезнувших цивилизаций, передающими нам эмоциональный и духовный опыт ушедших поколений. Без них невозможно формирование национального и индивидуального сознания, а также осознание места народа и личности внутри ценностей мировой цивилизации. Они уникальны и неповторимы, и сегодня возникает необходимость обеспечить их максимальную сохранность.

Литература

  1. Арзамас: Иллюстрированный каталог памятников истории и культуры / [Отв.ред.А.Л. Гельфонд]. - Н. Новгород: Кварц, 2013.
  2. Врангель Н.А. «В. Ступин и его ученики (Арзамасская школа живописи) Н. Врангель // Русский архив. - М.,1906 – Вып.1
  3. Исторические сведения о городе Арзамасе, собранные Николаем Щегольковым. - Арзамас: тип. Н. Доброхотова, 1911. - [4], 281 с. : ил.; 34.
  4. Записки краеведов. Сост. Н.И.Куприянова, Л.И.Шиян. – Н.Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1991 – 271 с., ил. 16 л.ил.
  5. Очерки истории Арзамаса / под науч.ред. Б.П. Голованова. - Горький: Волго-Вят.кн.издательство,1981.
  6. Телецкая В.А. Региональные особенности провинциальной архитектуры первой половины XIX века в творчестве архитектора М.П.Коринфского // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XV междунар. науч.-практ. конф. — № 4(15). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 13-17.
  7. Фаворский И. Памятник 1812 года в Арзамасе // Москвитянин. - 1841.
  8. Памятники истории и культуры Горьковской области: Справочник / [Составитель и научный редактор профессор В.П. Фадеев]. – Издание второе, исправленное. – Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1981. – 287 с.: ил.
  9. http://www.gttp.ru/MP/mp_176.htm
  10.  https://government-nnov.ru/?id=246226
  11. https://ok.ru/arzamas1578/topic/131086719248609

Материал подготовлен участником регионального конкурса творческих работ "Родная земля" Семеновым Иваном, 1 "А" класс 

Номинация: «Наследие родной земли»

Руководитель: учитель начальных классов Гуркина Светлана Николаевна
Материалы регионального конкурса творческих работ "Родная земля" 2020 год.