Село Чернуха Арзамасского района издавна славится своим уникальным костюмом. Костюм этот удивителен по красоте и сложности исполнения. Он так и называется «Чернухинская дивная обряда»
До 1928 года был в селе старообрядческий монастырь, где шили наш костюм более ста лет назад. Стоил такой наряд недешево: зажиточный крестьянин готов был отдать до 20 пудов пшеницы за наряд для невесты-дочери. А самыми сложными и дорогими были элементы, вышитые золотой нитью.
Долгими зимними вечерами игла мастерицы кропотливо рисовала на подоле сарафана, оплечьях, головных уборах невероятной красоты золотые картины. Но сначала ей нужно было подготовить так называемую «карту».
Карта:
На толстой белой бумаге готовился орнамент, обычно растительный. После чего этот орнамент часто прокалывался иглой по контуру и накладывался на ткань. Через мелкие дырочки на ткань мастерица наносила мел – это «припорошка». Бумагу осторожно убирали, а контур рисунка оставался на ткани.
Крупные детали узора вырезались ножницам и наклеивались на ткань.
Карта зашивалась металлической нитью. Но сквозь ткань ее не пропускали, а крепили к лицевой стороне обычной ниткой.
Кроме бумаги мастерицы использовали различные веревочки и бересту. Такой настил, а также нити различной толщины и кручения, позволяли добиться барельефности в вышивке. А благодаря усердности мастерицы костюм становился похож на настоящее произведение искусства: блестели и переливались на нем цветы, звезды, сказочные птицы.
Золотыми нитями расшивали в Чернухе «мышки» – это вышивка на оплечьях рукава, женские головные уборы «сорока» и «лека», запон – фартук, сарафан и трапецевидное завершение пояса.
Пожалуй, наиболее примечательный элемент чернухинского костюма – бахрома, или «борода», которая надевалась служила модницам вместо бус. Имея длину 32 метра, она требовала много усилий от хозяйки, чтобы уложить ее вокруг шеи таким образом, чтобы расстояние между рядами было ровно на половину сантиметра друг от друга. Нарушение считалось небрежностью.
Поверх бахромы надевалась «витейка» - шнурок из золотых, серебряных и черных нитей.
Сарафан многим из нас сегодня кажется простым предметом из прошлого. Но в действительности сарафан не так прост, как может показаться.
Длина чернухинского сарафана 127 см, а ширина при этом – 289 сантиметров! Такие сарафаны называются косоклинными, или клиниками.
Перед вами сарафан из красного сатина, проймы вырезные. Узкая длинная спинка обшита позументом. Спереди нашит черный шнур, 18 пуговиц, в два ряда на подоле золотая бахрома, узкая бахрома и тесьма, а на верху - полоски позумента. Подкладка спереди и сзади из разных тканей.
Любимыми цветами в пошиве сарафанов у чернухинских мастериц были лиловый, вишневый, малиновый, голубой, желтый. А шили их из тафты «манжеты на рукавах алых или лиловых рубах обшивались тонким коклюшечным бaлахнинским кружевом. Из него делался и маленький воротничок, завязываемый на шее поверх бороды».
Запон – это фартук. Если попросить современного человека рассказать, что такое фартук, он представит кусок ткани с поясом, надеваемый поверхповседневной одежды и служащий для защиты одежды от загрязнений. А в старину фартуки чернухинцы носили и по праздникам. Только праздничный запон был полушелковым, часто лилового цвета, с радужными полосами, с цветами, подол нередко украшали фигурной тесьмой, бахрома или золотая сеточка с вышитым рисунком на ней. Нагрудник нередко выполняли из бархатной ткани.
Из малинового штофа шился в Чернухе пониток – летний крестьянский кафтан с длинными рукавами, с глубокими складками сзади. Полы и перед чернухинского понитка отделывались золотым позументом, а на подол еще нашивалась полоска узкой и широкой бахромы, агромента (украшение, сплетенное из шнурков), по краям подола нашивалась черная тесьма. Носили такую красоту по праздникам, особенно любили наряжаться в пониток вовремя масленичных гуляний. Дополняли такую красоту наши модницы платком, накрывающим головной убор на один конец.
Платки были обязательны в наряде Чернухинских красавиц. И были самыми разными. Перед вами коричневый шелковый платок с растительным орнаментом, который заткан золотыми и серебряными нитями. В центре – четыре корзины с цветами.
«Чернухинскую обряду» невозможно представить без такой же нарядной обуви. Дополняли костюм чаще всего «коробошные» ботинки с наборными каблуками, выполненные выездновскими сапожниками.
Коробошными они назывались потому, что привозили их с Нижегородской ярмарки в коробке. Коробку берегли, чтобы носить в ней сменную обувь на посиделки. Так было принято в прежние времена.
Мужской костюм был гораздо скромнее женского. Основу его составляли полосатые брюки, туфли с узким носом, косоворотки и пояса. Цвет одежды был обычно серый, черный, синий. Но обязательно должна была быть полоска. Праздничные косоворотки шили из шерсти, сатина и льняные. Обязательно рубашку украшали вышитым узором по воротнику. Часто в таком узоре встречались незабудки и разные травы.
Необходимым и, наверное, главным элементом костюма был пояс. Пояса могли быть плетеными, кручеными, из шерсти и шелка. А самыми красивыми были пояса из крученого шелка, о которых мы сегодня можем знать только по рассказам местных жителей.
Плетение и ткачество поясов – первое, чем овладевали девочки в процессе обучения всем женским ремеслам.
Настоящая модница могла позволить себе пройтись по селу только тогда, когда все вышеперечисленные детали вышиты одним рисунком. Каждый раз, Начиная очередной костюм, мастерицы придумывали новый орнамент. Как говорили старожилы, «брали из природы». Но он обязательно должен был сохраняться одинаковым на всех деталях.
«Чернухинскую дивную обряду» каждая семья берегла и передавала ее от матери к дочери из поколения в поколение. И к счастью некоторым семьям удалось сохранить костюмы целиком. Кто-то сохранил только отдельные детали. Хотя жители села Чернухи и не раз переживали тяжелые времена, обряда не раз спасала в трудную минуту ее владельцев.
Костюм дорог всем, хранить его помогают наши «Золотые узоры». 15 костюмов хранит ансамбль. Где только ни выступали они: в Ярославле, Костроме, Киеве, Москве, в Армении. Даже в частушках воспевают костюм:
..Бахрома у нас блестит,
Словно змеечка..
Старожилы вспоминали, что костюмы были праздничные и повседневные и ещё на каждый сезон разные. Так в первый день свадьбы невеста была в «летке» - девичий головной убор в накидке, а на второй день невеста была уже в «сороке» - женский головной убор. Различали костюмы и по ткани. Были сатиновые(кумачовые), шёлковые и штофные. В Троицу одевали сатиновые сарафаны и без бахромы, а в Масленицу штофный пониток.Самое главное то, что мы сохранили свою «обряду» и продолжаем хранить дальше. Так, в одной родне хранят костюм весь вместе, а в других семьях по частям.
Наш костюм можно увидеть в музеях города Арзамаса. Н. Новгорода и Санкт-Петербурга. Все восхищаются им. Вот, что рассказывает О.И. Загребеева, её отец - Тарасов И.И. наш краевед. По тракту, проходящему через наше село, ехал однажды в Саровский монастырь сам Николай II со своей семьёй. Царица Александра Фёдоровна – женщина, обладающая тонким вкусом и большой любовью к прекрасному. не уставала восхищаться картинками природы, предстающими её взору. Но когда она увидела стоящих по обеим сторонам дороги селянок, которые вышли встречать кортеж, изумление её достигло предела. Дивные наряды женщин и девушек настолько поразили царицу, что она воскликнула: «Природа и одежда этого края необычно красивы!» - и стала собственноручно разбрасывать жительницам Чернухи золотые монеты.
Материал подготовлен участником краеведческой конференции «Народный костюм Нижегородской губернии» Юрмановой Анной, 6 "Б" класс, МБОУ СШ № 14
Руководитель: научный сотрудник, Юрманова Ирина Сергеевна.
При подготовке материала использована литература:
1) Л. М. Зерчанинов. Рассказы о музее - заповеднике.- Горький: Волго-Вятское кн. изд. - во, 1984.
2) Сто народов сто языков: Этнографические очерки
М. :Просвящение, 1999г.
3) Воспоминания чернухинцев: Загребеевой И.А.
Закозиной Л.А.
Загребеевой О.И.
Пещеровой В. М. Кургановой Н. И.
4) Катунцевская Л. С. Народный музей природы с. Чернуха «Чернухинский наряд» // Арзамасская правда . - 1997 .-13 сентября
5) Журналы « Народное творчество» , N2 3 и Х 5 за 2001 г. Содержание :
1. Из истории с.Чернуха
2. Элементы костюма и их описание.
З. Вспоминают хранители обряды:
а) Чёрные полосы в жизни обряды
б) « Парады» обряды
6) Творческая работа ученицы 10 класса МБОУ Чернухинской СШ Маркевич И.С.