Впервые письменность появилась в монастырях, вспомним пресвятых Кирилла и Мефодия. В монастырских кельях иноки стали записывать происходящие и прошлые события, создавая летописи. Школьное образование также возникло в стенах обители. Первыми учителями были монахи.
На примере деятельности арзамасских монастырей и приходских церквей мы хотим рассказать об истории возникновения библиотечного дела в нашем городе.
Старейшим из арзамасских монастырей является Спасо-Преображенский. Этот монастырь явился началом распространения христианства по всему Арзамасскому краю.
В книге нашего земляка Анатолия Сергеевича Петряшина «Арзамасские монастыри» представлен Устав монастырский, где в перечне должностных лиц наряду с другими есть библиотекарь. На его обязанности лежало заведование монастырской библиотекой, приобретение необходимых книг и изданий. Петр Васильевич Еремеев, наш краевед, в книге «Арзамас – городок» отмечает, что в Спасском мужском монастыре скопилась богатейшая библиотека.
Около двухсот книг собралось в Воскресенском соборе, а в Высокогорском монастыре к 1862 году библиотека насчитывала более четырехсот томов.
В 1885 году в городе открылась Благочинническая библиотека с хорошим подбором религиозно-нравственного и исторического содержания. С каждым годом увеличивала свой книжный фонд и число читателей библиотека духовного училища. Она была общедоступной и содержала в себе книги самого различного содержания.
Хотелось бы поподробнее остановиться на истории публичной библиотеки при Крестовоздвиженской церкви
В 1860 г. Благочинный города Арзамаса протоиерей Иоанн Сахаров отправил прошение об открытии духовной библиотеки при Арзамасской Крестовоздвиженской церкви.
Духовная консистория рассмотрела это прошение и 3 октября 1861 г. разрешила организовать библиотеку — первую церковную библиотеку такого типа, одну из первых публичных библиотек в российской провинции. Библиотека состояла исключительно из книг, газет и журналов духовно-нравственного содержания. Библиотека разместилась под каменной колокольней Арзамасской Крестовоздвиженской церкви. Шкафы для книг стояли вдоль трех стен. Книги распределены были в них по отделам: догматический, нравственный, исторический, под названием — «смесь», отдел периодических изданий.
В 1862 г., через три месяца после организации, библиотека уже выписывала все духовные журналы, общим количеством 10 экземпляров:
В первый же год работы библиотека выписала 47 названий книг в 73 томах. Все эти приобретения были сделаны за счет взносов читателей.
К концу 1862 г. библиотека располагала фондом в количестве 103 названий в 143 томах. В отчете за 1862 г. подведены итоги первого года работы библиотеки. Общее количество подписчиков (читателей) составляло 72 человека, среди них: священников —диаконов —причетников —дворян и чиновников —купцов —мещан —
Приблизительная книговыдача составляла 1 тыс. 800 изданий, а весь фонд библиотеки, судя по официальным данным, насчитывал около 300 экземпляров изданий, один экземпляр выдавался в год по шесть раз. Это очень высокий показатель, свидетельствующий о том, что, несмотря на наличие в городе еще частных библиотек и библиотек Духовного училища, религиозной литературы было все же недостаточно и больше всего не хватало новой периодики.
Судьба этой библиотеки в дальнейшем неизвестна. После 1917 г. здание Крестовоздвиженской церкви было разрушено.
Библиотека Воскресной школы города Арзамаса
Очень распространенными в конце XIX в. в Нижегородской губернии стали воскресные школы. Одна из них в 1893 г. была организована в Арзамасе. Часть денег на ее организацию поступила от местного населения. Самые солидные пожертвования были сделаны на организацию при школе библиотеки для чтения. Для снабжения школы учебными пособиями учредителями было привлечено Арзамасское Кирилло-Мефодиевское братство. Через два года после организации библиотека воскресной школы Арзамаса состояла уже из 322 экземпляров, объединенных в пять разделов: Библиотека стала очень популярной. Самым популярным у читателей изданием было «Житие Святых» в отдельных брошюрах.Несмотря на то, что раздел изящной литературы уступал в количественном отношении религиозно-нравственному, он пользовался большим спросом. Поскольку зачастую читателями библиотеки являлись учащиеся, их родственники и друзья, можно говорить о широком распространении художественной (изящной) литературы среди значительной части населения Арзамаса наряду с религиозно-нравственной.
Библиотеки при школах были бесплатными для учащихся и поэтому, как правило, единственно доступными. От того, как они были укомплектованы книгами, зависело мировоззрение учащихся. Поэтому общественность была заинтересована в комплектовании учебных библиотек. 28 сентября 1897 г. Арзамасское Кирилло-Мефодиевское братство учредило собственную бесплатную библиотеку в Арзамасе. Располагалась она по ул. Большой (нынешняя Коммунистов, 42). В фондах преобладали книги нравственно-религиозной тематики.
Были в библиотеке почти все ведущие отечественные писатели. Исчерпывающим был исторический отдел библиотеки, в котором имелись труды известного историка Н.М. Карамзина.
На сегодняшний день продолжает традиции прошлого
Библиотека Свято-Николаевского женского монастыря
Фонд библиотеки насчитывает 1266 экземпляров книг и 50 аудиовизуальных материалов.Литература разделена на следующие отделы:
Православная литература
Художественная литература
Краеведение
Справочная литература
Разное
Материал подготовлен участником краеведческой конференции «Святая Серафимовская земля. Традиции просвещения» Георгием Люшиным – учеником 7 А класса МБОУ СШ № 14 г. Арзамаса.
Руководитель: Варакина Н.И. – учитель истории и обществознания.