Моя история-Нижегородский край

Духовный Арзамас: роль монастырей и приходских церквей в просвещении Арзамаса

Роль монастырей для русского православного человека трудно переоценить – она огромна. Здесь как нельзя более соединялась внешняя форма и внутреннее содержание. Это чистые источники культуры, истоки  которых уходят в глубокую древность.
Впервые письменность появилась в монастырях, вспомним пресвятых Кирилла и Мефодия. В монастырских кельях иноки стали записывать происходящие и прошлые события, создавая летописи. Школьное образование также возникло в стенах обители. Первыми учителями были монахи.
На примере деятельности арзамасских монастырей и приходских церквей мы хотим рассказать об истории возникновения библиотечного дела в нашем городе.
Старейшим из арзамасских монастырей является Спасо-Преображенский. Этот монастырь явился началом распространения христианства по всему Арзамасскому краю.
В книге нашего земляка Анатолия Сергеевича Петряшина «Арзамасские монастыри» представлен Устав монастырский, где в перечне должностных лиц наряду с другими есть библиотекарь. На его обязанности лежало  заведование монастырской библиотекой, приобретение необходимых книг и изданий. Петр Васильевич Еремеев, наш краевед, в книге «Арзамас – городок» отмечает, что в Спасском мужском монастыре скопилась богатейшая библиотека.
Около двухсот книг собралось в Воскресенском соборе, а в Высокогорском монастыре к 1862 году библиотека насчитывала более четырехсот томов.
В 1885 году в городе открылась Благочинническая библиотека с хорошим подбором религиозно-нравственного и исторического содержания. С каждым годом увеличивала свой книжный фонд и число читателей библиотека духовного училища. Она была общедоступной и содержала в себе книги самого различного содержания.
Хотелось бы поподробнее остановиться на истории публичной библиотеки  при Крестовоздвиженской церкви
В 1860 г. Благочинный города Арзамаса про­тоиерей Иоанн Сахаров отправил прошение об открытии духовной библиотеки при Арзамасской Крестовоздвиженской церкви.
Духовная консистория рассмотрела это про­шение и 3 октября 1861 г. разрешила организо­вать библиотеку — первую церковную библиотеку такого типа, одну из первых публичных библиотек в российской провинции. Библиотека состояла исключительно из книг, газет и журналов духовно-нравственного содер­жания. Библиотека разместилась под каменной ко­локольней Арзамасской Крестовоздвиженской церкви. Шкафы для книг стояли вдоль трех стен. Книги распределены были в них по отделам: догматиче­ский, нравственный, исторический, под названи­ем — «смесь», отдел периодических изданий.
В 1862 г., через три месяца после организа­ции, библиотека уже выписывала все духовные журналы, общим количеством 10 экземпляров:
В первый же год работы библиотека выписа­ла 47 названий книг в 73 томах. Все эти приобре­тения были сделаны за счет взносов читателей.
К концу 1862 г. библиотека располагала фондом в количестве 103 названий в 143 томах. В отчете за 1862 г. подведены итоги первого года работы библиотеки. Общее количество подписчиков (читателей) составляло 72 человека, среди них: священников —диаконов —причетников —дворян и чиновников —купцов —мещан —
Приблизительная книговыдача составляла 1 тыс. 800 из­даний, а весь фонд библиотеки, судя по официальным данным, насчитывал около 300 экземпляров изданий, один экземпляр выдавался в год по шесть раз. Это очень высокий показатель, свидетельствующий о том, что, несмотря на наличие в городе еще частных библиотек и библиотек Духовного училища, религиозной литературы было все же недостаточно и больше всего не хватало новой периодики.
Судьба этой библиотеки в дальнейшем неизвестна. После 1917 г. здание Крестовоздвиженской церкви было разрушено.

Библиотека Воскресной школы города Арзамаса

Очень распространенными в конце XIX в. в Нижегородской губернии стали воскресные школы. Одна из них в 1893 г. была ор­ганизована в Арзамасе. Часть денег на ее организацию по­ступила от местного населения. Самые солидные пожертвования были сделаны на организацию при школе библиотеки для чтения. Для снабжения школы учебными пособиями учредителями было привлечено Арзамасское Кирилло-Мефодиевское братство. Через два года после организации библиоте­ка воскресной школы Арзамаса состояла уже из 322 экземпляров, объединенных в пять разделов: Библиотека стала очень популярной. Самым популярным у чи­тателей изданием было «Житие Святых» в отдельных брошю­рах.
Несмотря на то, что раздел изящной литературы уступал в количественном отношении религи­озно-нравственному, он пользовался большим спросом. Поскольку зача­стую читателями библиотеки являлись учащиеся, их родственники и друзья, можно говорить о широком распро­странении художественной (изящной) литературы среди значительной части населения Арзамаса наряду с религи­озно-нравственной.
Библиотеки при школах были бесплатными для учащихся и поэтому, как правило, единственно доступными. От того, как они были укомплектованы книгами, зависело мировоззрение уча­щихся. Поэтому общественность была заинтересована в комплектовании учебных библиотек. 28 сентября 1897 г. Арзамасское Кирилло-Мефодиевское братство учредило собственную бес­платную библиотеку в Арзамасе. Располагалась она по ул. Большой (нынешняя Коммунистов, 42). В фондах преобладали книги нравственно-религи­озной тематики.
Были в библиотеке почти все ведущие отечественные писатели. Исчерпывающим был историче­ский отдел библиотеки, в котором имелись труды известного историка Н.М. Карамзина.

На сегодняшний день продолжает традиции прошлого

Библиотека Свято-Николаевского женского монастыря

Фонд библиотеки насчитывает 1266 экземпляров книг и 50 аудиовизуальных материалов.
Литература разделена на следующие отделы:
Православная литература
Художественная литература
Краеведение
Справочная литература
Разное

Материал подготовлен участником краеведческой конференции «Святая Серафимовская земля. Традиции просвещения»   Георгием Люшиным – учеником 7  А класса  МБОУ  СШ № 14  г. Арзамаса.  
Руководитель:  Варакина Н.И. – учитель истории и обществознания.
2022-04-13 17:33 Материалы краеведческой конференции «Святая Серафимовская земля. Традиции просвещения».