Моя история-Нижегородский край

Культурное наследие Семеновского края. Староверы

Традиция — это передача огня, а не поклонение пеплу.

Густав Малер.

Введение.

Президент России Владимир Путин поддержал идею объявить 2022 год годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов. Интересная традиция посвящать год той или иной тематике продиктована необходимостью привлечь внимание к явлению или проблеме.
И меня так же заинтересовала данная проблема. Нематериальное культурное наследие, которое также называют «живым наследием», включает обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, передаваемые общинами из поколения в поколение. Оно формирует у общин чувство самобытности и преемственности, содействует развитию творчества и социальному благополучию, вносит вклад в управление окружающей природной и социальной средой и получение дохода. Большая часть так называемых традиционных знаний или знаний коренных народов применяется или может применяться в таких областях, как здравоохранение, образование и управление системами природных ресурсов.
Я задумалась, а ведь и в нашем родном крае есть немало «живого наследия» о котором многие не задумываются. Оно живет рядом с каждым из нас, сопровождает нас всю нашу жизнь и мы воспринимаем его, как само собой разумеющийся факт. И мало кому приходит в голову поделиться этим наследием с другими, приоткрыть «тайны», завесы самобытного наследия.
Я решилась, мы должны говорить и рассказывать о традициях, культуре, знаниях, чтобы наши потомки помнили и чтили, то чем мы богаты.
Цель моей работы - воспитание бережного отношения к природному и культурному наследию Нижегородской области.
Задачи, которые я перед собой ставлю:
  • развить интерес к истории и культуре родного края;
  • изучить традиционную  культуры местности;
  • воспитать у молодежи уважительное отношение к людям преклонного возраста;
  • укрепить связи и преемственности поколений.
Гипотеза исследования: Если мы изучим культуру, традиции староверов нашего края, то это позволит нам  не потеряется нить связывающую прошлые поколения с настоящими.
Предмет исследования: традиции родного края.
Методы исследования:
1.Научно-поисковый. Поиск и анализ литературы. Обработка материалов, собранных в результате исследовательской работы.
2. Опросный метод заключается в составлении вопросников и записи воспоминаний старожилов Семеновского района.

Глава 1. Преемственность поколений

1.1 Связь поколений

Что означает слово «преемственность»? Для меня, ученицы 9 класса это слово новое, я услышала его от своего руководителя Ивакиной Алеся Игоревны. Оказалось, что это важная связь между прошлым, настоящим и будущим, когда элементы прошлого сохраняются и переносятся в настоящее. С помощью преемственности из рода в род передаются семейные традиции, культурное прошлое, социальные ценности.
Я уже работаю над этой темой давно, с разных сторон я рассматриваю вопросы, ответы на которые интересны многим. В прошлом учебном году я приняла участие в районном конкурсе «Семейная реликвия» и это стало отправной точкой к развитию данной темы. Далее, уже летом мы вместе с руководителем приняли участие в региональном краеведческом конкурсе творческих работ «Родная земля» с номинацией: «Национальная память моих предков» и заняла призовой место,  а сейчас я бы хотела объединить и раскрыть эти темы в своей научной работе, так как считаю, что нить, которая связывает поколения, не должна разорваться.
В чём же заключается преемственность поколений? Наследие — это невидимая связь между потомками. Очень хорошее сравнение привёл учёный Владимир Яковлев, который соотнёс поколения с морскими волнами. Он говорил, что «если мировая история – океан, а индивид – капля в этом океане, то поколение можно сравнить с волной. Одна за другой набегают на берег волны. Их гребень растет, поднимается, а затем круто падает вниз. Одна волна сменяет другую. Об этом я прочитала в библиотеке в трудах Яковлева В.П. Социальное время. Издательство Ростовского университета. И так за разом раз. Так и в жизни. Одно поколение сменяется другим, но именно то самое «океанское» прикосновение помогает передать самые важные и жизненно необходимые ценности от одних людей к другим. Это заставляет задуматься.
К сожалению, жизнь набирает обороты, развитие общества не стоит на месте, а вместе с тем меняется и уклад людей.
Я считаю, что основная проблема преемственности поколений скрывается в быстром темпе нашей жизни. Стремясь получить хорошее образование, найти достойную работу, молодые люди уезжают в большие города. И тогда ежедневная связь поколений прерывается. А ведь еще двадцать лет назад босоногое детство в деревне у бабушки и дедушки было явлением обычным. Внуки часто вырастали на руках у бабушки, впитывая культуру, традиции и обычаи семьи.
Сегодня молодые семьи стремятся отделиться от старшего поколения, хорошо это или плохо — вопрос спорный. Однако и в современном темпе жизни, с новыми идеалами и правилами очень важно сохранить преемственность поколений. Она обеспечивает связь между прошлым, настоящим и будущим. Знание истории и традиций своей семьи дарит ощущение уверенности, поэтому так важно обеспечить детям общение с бабушками и дедушками.
1.2 Долгожители с тяжелой судьбой и богатой историей.
Именно о Семенове и пойдет речь в моей работе, а точнее мы отправимся к бабушкам, двум сестрам в деревню Жужелка, что неподалеку в трех километрах от города. 
Деревня эта почти на грани вымирания, постоянных жителей не насчитаешь и десятка, одними из долгожителей этой деревни и являются Наталья Ивановна Жидкова и Солоницына Мария Ивановна.
Почему именно эти женщины привлекли мое внимание? Ответ на него я постараюсь найти, пройдя путь от истоков до сегодняшних дней.
Деревня Жужелка - это небольшая, самобытная деревенька все коренные жители в ней старообрядцы, со своими традициями и культурой, правда, их осталось 5 человек, остальное население - дачники. Жизнь в этой деревне мало изменилась с течением времени, как и образ жизни, старожил ее. Они живут своей особенной жизнью, сильно отличающейся от жизни современных людей. С особым уважением относятся к родителям и старшим членам семьи, по-прежнему сами выращивают для себя овощи и фрукты и близки к земле Русской.
Изначально я отправилась в гости к Наталье Ивановне Жидковой, бабушке уже 90 лет, но, несмотря на свой почтенный возраст, живет одна, она неплохо справляется с обязанностями и работой по дому. Я как посторонний человек была принята доброжелательно. Когда мы пришли, бабушка хлопотала возле печи, через полчаса, она достала какое то приготовленное блюдо, очень аппетитно выглядевшее. Позже нам с руководителем предложили попробовать то самое блюдо, Наталья Ивановна называет его «Дрочена». Рецепт этого блюда передала ей ее мама, он так же передается по наследству. Ингредиенты самые простые: яйца, мука, молоко, соль. Приготовлено с душой, поэтому,  очень вкусно.
 Попросив стакан воды, бабушка объяснила, что ей нужно сходить в комнату и принести стакан, из которого не пьет она и ее родственники, чтобы не осквернять всех живущих в семье. Так здесь принято, что у каждого своя отдельная посуда для еды и питья. А ее бабушка вообще была «чашечница» рассказала Наталья Ивановна, пояснив, что это когда всю жизнь из одной и той же чашки ешь и пьешь. Эта черта характерна для старообрядцев, именно к их потомкам и относится хозяйка дома, как выяснилось. Я попросила рассказать немного об этой вере и Наталья Ивановна продолжила рассказ о том, что ее бабушка и дедушка жили в деревне Хомутово, что рядом с Хахалами и все ее предки были староверческой веры и «беспоповцами», что означает не ходили в храм, а молились, собираясь в доме самой почитаемой молельщицы в то время.
Вспоминала она и то время, когда из деревни Жужелка, где она оказалась, выйдя замуж, ходила она прямо через лес, то есть «напрямки», переходя реку Керженец вброд, к своим родственникам молиться. Время неумолимо идет, и конечно к старости Наталья Ивановна уже не могла преодолевать такие расстояния и просто молится в данное время у себя дома, глядя на старые иконы и истлевшими от времени ликами, которые ей так же достались от мамы.
Старообрядцы невероятно чистоплотны в быту. Дом хозяйки видно, что убирают регулярно. А в прошлом, как рассказала хозяйка избы, несколько раз в день убирались, печь подбеливали, деревянные полы, лавки, полки скребли вениками, ножами, оттирали песком каждую субботу. Сейчас конечно уже сил поубавилось и здоровья, но все равно чистота важна и нужна во всем. Далее мы отправились к сестре Натальи Ивановны Марии Ивановне. Мария Ивановна чуть моложе своей сестры Натальи Ивановны, ей 85 лет, живет так же одна, но в отличие от старшей сестры у которой есть дочь, которая ее навещает и помогает, у Марии Ивановной никого нет. Живет бабушка довольно скромно, зимой в одной комнате, хотя дом достаточно просторен, это делается ради экономии дров, как мне рассказала Мария Ивановна. Дом построен еще моим дедом начала свой рассказ хозяйка, и переступив порог, я как будто, перенеслась на машине времени в то далекое время, и казалось, что время, цивилизация, и новые технологии обошли стороной это забытое богом селение.
На обеденном столе, покрытом скатертью, стоят хлеб, соль и вода. Воду и другие емкости с продуктами нужно обязательно закрывать или переворачивать – «чтобы бесы не залезли», сказала Мария Ивановна. Соль из солонки нужно взять и положить рядом с тарелкой, каждый раз присаливая пальцами, потому что "если в соль макаешь, то предаёшь Господа" (ведь соль враги Христа кидали ему на раны). Все эти сугубо религиозные правила и обычаи, как легко заметить, очень разумны и с материальной, гигиенической точки зрения.
1.3 Простота быта и семейные реликвии
Хочется отметить невероятную обстановку дома Натальи Ивановны, его уют и наполненность событий прошлого. Дом уже не новый, по рассказу хозяйки, но открывая дверь, ты будто попадаешь в параллельную реальность, мне, как представительнице молодого поколения было интересно все, я рассматривала каждый уголок, старую мебель, зеркала, печь и мне казалось, что я попала в прошлый век или музей. С разрешения я сделала несколько снимков убранства дома.
А еще Наталья Ивановна при встрече показала нам семейную реликвию – старинную прялку. Эту вещь Наталья Ивановна получила от своей мамы, а та в свою очередь от своей. Прялка эта уникальна - на ней виднеются узоры, краска конечно уже не такая яркая, но все - таки можно рассмотреть цветы и листья. Точное время создания данной семейной реликвии не известно, как и не сохранились сведения о том, кто наносил узоры. Удивительно, но Наталья Ивановна утверждает, что ей минимум лет 300. И эту реликвию она передаст своей дочери, как сделали ее предки. Надо отметить, что делом всей жизни Натальи Ивановны была Хохломская роспись, на фабрике она протрудилась более 30 лет. И немного погодя, из серванта она достала сверток, в котором бережно хранятся ложки расписанные хохломой, которые хозяйка сама, когда то расписала. Нахлынули воспоминания, Наталья Ивановна была рада, поделится с нами своими «сокровищами», видно было, что не часто вспоминают теперь о них.
В ходе разговора с этой удивительной бабушкой мы ни разу не услышали жалоб,  или каких- то упреков в сторону кого-либо, напротив, она при каждом слове благодарила бога за прожитые годы, хоть и много несчастий выпало на ее долю и прежде всего это война и смерть сына в молодом возрасте. Удивительное жизнелюбие и смирение чувствовались в ее голосе и радость, что  жива, так «богу угодно», говорила она.
В доме у Марии Ивановны, которому к слову более 100 лет, так же скромно и небогато. Ничего лишнего, стены, пол все из дерева, старая мебель и травы на стенах, заботливо собранные хозяйкой, добавляли антураж. Так же как и сестра, Мария Ивановна тоже в прошлом работала в творческой профессии, на фабрике «Сувениры», она наносила узоры на матрешки, которые нам так же продемонстрировала. Всю жизнь она одна, жизнь сложилась иначе, чем у сестры. Живя друг от друга через несколько домов бабушки конечно очень близки, и ходят, друг к другу в гости. Да и к слову сказать, зимой идти-то некуда, живут старожил в деревне немного.
Подводя промежуточные итоги к первой главе, я пришла к выводу, что природа нашего лесного края с малоплодородными почвами подтолкнула немногочисленных жителей лесов заниматься творчеством (хохломская роспись, сувениры), которое приносило небольшой, но все-таки доход.
1.4 Лестовка

Наталья Ивановна очень скромная и приветливая, держала в руках интересную вещицу, как потом я выяснила это лестовка со 109 узелками, нечто похожее на четки. В отличие от новообрядческих чёток, лестовка внешне напоминает гибкую лестницу и символизирует в старообрядческой традиции лестницу духовного восхождения с земли на Небо. Лестовка — это традиционные православные чётки на Руси. Жизненный обиход каждого христианина-старообрядца, следующего церковно-каноническому преданию, невозможно представить без небольшой кожаной лестовки. Это незаменимая помощница в молитвенном правиле. Лестовку зовут также «мечом духовным» на изгнание мысленных супостатов. Эта вещь меня очень заинтересовала! Сложно представить, но этой вещице более трех сотен лет, она истерта, но ею очень дорожит хозяйка, она тоже частичка памяти ее предков.
Бабушка рассказала нам о том, какое значение имеет лестовка и ее составные части .Как поднимаемся мы вверх по лестнице вещественной, с каждой ступенькой все выше от земли, так и с помощью лестовки — лестницы духовной — поднимаемся духом к небу, когда перебираем ее «ступени». Лестовка представляет собой замкнутый круг — символ вечности. Она состоит из плотно затянутых и переплетенных между собою твердых кожаных петелек, которые идут друг за другом в строго установленном порядке, неизменном в течение долгих веков. Строго сохраняется заповеданное еще в четвертом веке святителем Василием Великим общее число ступеней — сто малых, разделенные тремя большими. Шесть отдельных больших ступеней, расположенных у верхнего края лапостков, вместе с тремя большими ступенями лестовки символизируют девять ангельских чинов. Они напоминают об ангелах-хранителях, которые постоянно поддерживают людей на долгом и многотрудном подъеме по духовной лестнице и предупреждают от падения.
Замкнутый круг ступеней — напоминание о непрестанной молитве. Четыре треугольных (в честь Святой Троицы) лапостка символизируют четырех евангелистов, обшивка вокруг лапостков — евангельское учение. Внутри, между верхними лапостками, вшиваются семь небольших лоскутков или бусин (передвижек) по числу семи церковных таинств.
Как нам рассказала Наталья Ивановна, лестовка бывает разная, есть повседневная для молитвы каждый день, есть праздничная-для молитвы в праздничные дни, а есть лестовка, которую в гроб кладут, ее с собой на тот свет забирают, чтобы и там молитве предаваться.
Я так была очарована и поражена рассказам бабушки староверки, что мне захотелось попытаться сделать в подарок ей праздничную лестовку.


Глава 2. Практическая часть.

2.1 Интервью
Я, находясь под впечатлением начала свое интервью по своей теме. Первый вопрос, который я задала: «С какого возраста Вы начали работать? И каков Ваш трудовой стаж?»
Второй вопрос : «Почему именно занятие народными промыслами Вас заинтересовало?
Третий вопрос: «Поделитесь, а как 50 лет тому назад обрабатывали древесину – природный материал»
Четвертый вопрос: «Современная роспись она Вам близка? нравиться или нет» «Как вы относитесь к нововведениям в традиционных стилях Хохломы?»
Не случайно в знаменитом романе Андрея Мельникова (Печерского) старообрядцы Семеновского уезда занимаются изготовлением деревянной посуды. Занимались этим и в Хохломе. Хохломские мастера, тем не менее, стали известны на всю Россию необычными яркими росписями. Расписывали они деревянную посуду и мебель. В основном использовались черный, красный, золотистый, иногда зеленый цвета. Чтобы добиться характерного именно для хохломы золотистого цвета, местные мастера при выполнении росписи наносят на поверхность изделия серебряный оловянный порошок. После этого покрывают лаком и три-четыре раза обрабатывают в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, который придает легкой деревянной посуде эффект массивности. Об этом мне тоже поведала Наталья Ивановна.
Поблагодарив за ответы, и уже прощаясь, она мне рассказала, что через пару домов в той же самой деревне, в их родительском старом домике живет ее родная сестра Мария Ивановна, и она так же проработала всю свою жизнь на производстве, связанном с народными промыслами «Семеновские Сувениры». Я решила попытать удачи и расширить свое интервью, отправившись к ней.
Мария Ивановна чуть моложе своей сестры Натальи Ивановны, ей 83 года, живет так же одна, но в отличие от старшей сестры у которой есть дочь, которая ее навещает и помогает, у Марии Ивановной никого нет. Живет бабушка довольно скромно, зимой в одной комнате, хотя дом достаточно просторен, это делается ради экономии дров, как мне рассказала Мария Ивановна. Дом построен еще моим дедом начала свой рассказ хозяйка, и переступив порог, я как будто, перенеслась на машине времени в то далекое время, и казалось, что время, цивилизация, и новые технологии обошли стороной это забытое богом селение.
На обеденном столе, покрытом скатертью, стоят хлеб, соль и вода. Воду и другие емкости с продуктами нужно обязательно закрывать или переворачивать – «чтобы бесы не залезли», сказала Мария Ивановна. Соль из солонки нужно взять и положить рядом с тарелкой, каждый раз присаливая пальцами, потому что "если в соль макаешь, то предаёшь Господа" (ведь соль враги Христа кидали ему на раны). Все эти сугубо религиозные правила и обычаи, как легко заметить, очень разумны и с материальной, гигиенической точки зрения. Я, находясь под еще большим впечатлением начала свое интервью по своей теме.
Первый вопрос, который я задала: «С какого возраста Вы начали работать? И каков Ваш трудовой стаж?»
Второй вопрос: «Почему именно занятие народными промыслами Вас заинтересовало?
Третий вопрос: «Поделитесь, а как 50 лет тому назад изготавливали матрешки?»
4й – «Не сохранилась ли у Вас матрешка того времени?»
5й вопрос: «Современная роспись она Вам близка? нравиться или нет»
Ответы я получила и прикрепила в видеофайле.
2.2 Праздничная лестовка для Натальи Ивановны.
Я благодарна Наталье Ивановне и Марии Ивановне за эмоции, знания, впечатления, которые я получила, побывав у них в гостях. Меня приняли очень радушно, будто это мои собственные родные бабушки и мне захотелось отблагодарить чем то запоминающимся, оставить им, что то на память.
Я долго думала и решила, что попробую выполнить лестовку, только не повседневную, которые мне показывали бабушки, а праздничную.
А раньше это был настоящий промысел, который назывался лестовочный, теперь он остался в прошлом.
Его возникновение на семеновской земле связано с появлением в здешнем крае старообрядцев. Лестовка является непременно принадлежностью приверженцев старой веры во время молитвы.
В большинстве семей, занимавшихся этим промыслом, лестовочное мастерство передавалось из поколения в поколение на протяжении многих десятилетий.В разное время это были семьи П.С. Петрова, П.Л.Строжева, И.И.Белова, П. И. Бородулина, И.К.Киселева и другие.
Изготавливаются лестовки в основном из кожи, желательно натуральной. На весь рукодельный процесс изготовления кожаной лестовки, состоящий из нескольких различных операций, уходит от шести до восьми и более часов, в зависимости от сложности внешней отделки. Пару кожаных полосок, шириною 1-1,5 см, сплетают друг с другом поочередно, фиксируя петли на плотную бумажную основу.
Для лапостков употребляют жесткий картон, который обклеивают сверху кожей или цветной тканью. На внешнюю обшивку для прочности лучше всего использовать кожаный материал. По возможности лапостки богато украшают — бисером, паетками, золотою нитью.
При соответствующем обращении одна и та же лестовка может послужить на долгие годы, стать самым верным, надежным и любимым другом, утешающим во всякой скорби и вдохновляющим к духовным подвигам.
Следуя всем инструкциям, я потратила более недели на изготовление лестовки, для человека, который никогда этим не занимался - это очень кропотливый труд, но у меня получилось, я довольна результатом.
Наталья Ивановна была очень удивлена и с улыбкой приняла от меня подарок, это и была моя награда.

Заключение.

Русский народ бережно чтит старинные традиции, которые появились еще во времена Руси. В этих обычаях отразилось язычество и почитание идолов, пришедшее на смену им Христианство, древний устрой жизни. Традиции зарождались в каждом бытовом занятии жителей Руси. Опыт старших поколений передавался молодым последователям, дети учились житейское мудрости у родителей.
В старинных русских традициях ярко проявляются такие черты нашего народа, как любовь к природе, гостеприимство, уважение к старшим, жизнерадостность и широта души. Такие обычаи приживаются среди людей, следовать им легко и приятно. Они - отражение истории страны и народа.
Интересным оказался мой путь, мое путешествие в эти края. Удивительным кажется тот момент, что буквально в нескольких километрах от города, хоть и небольшого, но современного, существует иная жизнь. Жизнь не похожая на нашу, размеренная, неторопливая, непосредственная и простая.
Среди лесов, среди полей продолжают жить долгожители, которые впитали в себя все то, чем богата наша матушка природа. Мария Ивановна и Наталья Ивановна яркие представители истинных людей, которые посвятили свою жизнь нелегкому труду, связанному с народными промыслами. С незапамятных времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — «промысел» или «промыслы». Она сочетала производство повседневных предметов быта с высокохудожественными способами их изготовления и украшения. В русских промыслах отображается все многообразие исторических, духовных и культурных традиций нашего народа, некоторые из которых зародились столетия назад. Изделия русских промыслов выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры.
Как прекрасно, что мы, современное поколение можем соприкоснуться с прошлым, нашими предками и почерпнуть много чего интересного не только о народных промыслах прошлого, но и о связях промыслов с окружающей средой, а так же культурой и передать частичку всего этого многообразия нашим потомкам. Ведь, как известно, без прошлого нет будущего!
В заключение хочется напомнить ещё раз: преемственность поколений — это нить, которую нельзя разрывать, это связь, которую надо поддерживать. Надо уметь хранить то, что было заложено предками, чтобы наряду с техническими процессами так же быстро шло и моральное воспитание нашего народа. Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в дальнейшем на уроках истории родного края.

Список использованной литературы:

1. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.-256с.:ил.
2.Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка». -М.:
«Русский язык», 1999. - 500с.
3. Интернет ресурс. Сайт Википедия.
4. Корепова, К.Е. Русские календарные обряды и праздники Нижегородского Поволжья [Текст] / К.Е.Корепова. - СПб., 2009.
5.Легенды и предания земли Нижегородской [Текст] / Сост. М.П.Шустов. - Н.Новгород, 2001. - С. 16-41.
6. Предания земли нижегородской [Текст] / Сост. М.П.Шустов. - Н.Новгород, 1997. - С.47-48.
7. Яковлев В.П. Социальное время. Издательство Ростовского университета, 1980. С. 66
8.Сайт «Википедия»
9.Ресурсы интернета

Материал подготовлен участником регионального краеведческого конкурса творческих работ "Родная земля" Соболевская Валерия Валентиновна, 15 лет, МБОУ «Школа №2».

РУКОВОДИТЕЛЬ: Ивакина Алеся Игоревна, учитель географии.

Материалы регионального краеведческого конкурса творческих работ «Родная земля»2022 год