В соответствии с «Духовным регламентом» 1721 года, в России «предписывалось учреждать всесословные училища во всех епархиях при архиерейских домах (архиерейские школы) и монастырях». Обучаться в них обязаны были дети духовенства. Те дети, которые уклонялись от обучения в этих школах, исключались из духовного сословия.
По уставу, учрежденному Комиссией духовных училищ в 1808 году, все духовно-учебные заведения делились на три группы: низшие - духовные училища (уездные и приходские), средние - духовные семинарии и высшие - духовные академии.
Духовные училища предназначались для первоначального образования и «подготовления детей к служению православной церкви». Как учреждения «подготовительные для лиц, имеющих поступить в семинарию», училища находились в «живой и нераздельной связи с семинариями». Содержались они на средства епархии, и находились в ведении епархиального архиерея под общим управлением Святейшего Синода. Непосредственное попечение об училищах вверялось местному духовенству.
В училища принимались дети православных духовных лиц бесплатно, а из других сословий - с платой. Училища имели 4 класса, учебная программа приближалась к программе четырех классов гимназий.
В 1815 году положено начало Арзамасскому духовному училищу.
Из-за недостатка помещения, занятия первоначально посещали только малограмотные ученики, а более подготовленные, в числе которых были даже юноши, уже занимавшие места сельских дьячков и пономарей, распущены по домам для выполнения своих служебных обязанностей. Настоящие занятия начались лишь с 11 сентября 1822 года, после открытия приходского духовного училища.
С увеличением числа учащихся и желающих получить духовное образование неоднократно поднимался вопрос о строительстве нового каменного здания для училища и учреждения курсов при нем.
В 1884 году духовенство Арзамасского училищного округа покупает под здание училища за 10 тысяч рублей дом у купца Нестерова и «местность со строениями и угодьями на ней у госпожи Рачинской за 6000 рублей».
Из «Летописи» Н.М. Щеголькова: «7 августа. Произведена закладка нового здания для духовного училища в Сальниковой улице. Закладка произведена весьма торжественно. После литургии, совершенной в ближайшей церкви Спаса Нерукотворного Образа архимандритом Спасского монастыря Василием, на место закладки совершен был крестный ход, в котором приняли участие 23 священника».
Арзамасское духовное училище являлось низшим духовным учебным заведением с 4-мя классами обучения и одним приготовительным классом, существовавшим на средства духовенства.
Руководство училищем было возложено на инспектора Нижегородской духовной семинарии Михаила Пальмова и правление, в состав которого входили: смотритель училища — статский советник, кандидат богословия Алексей Милосердии, помощник смотрителя — коллежский советник Владимир Руднев, надворный советник Владимир Введенский (от учителей), священник Благовещенской церкви Иван Троицкий (от окружного духовенства).
11 января 1867 г. в семье священнослужителей родился Иван (Сергий) Страгородский. Семья священника Николая Страгородского (отца патриарха) отличалась строгими патриархальными нравами и церковным укладом жизни. Наиболее ранние воспоминания Ивана Николаевича связаны с Алексеевским монастырем, за оградой которого он и вырос. Первыми его друзьями были монахини этой обители.
Закончив обучение в подготовительном классе, в сентябре 1976 г., в возрасте девяти с половиной лет Иван Страгородский после приемных испытаний был зачислен в первый класс Арзамасского Духовного училища. Содержание и обучение его в училище оплачивал отец - иерей Николай Страгородский.
Смотрителями училища были сначала архимандрит Макарий - настоятель Спасо-Преображенского мужского монастыря Арзамаса, а позднее, с 1878 г., Николай Штернов. Помощником смотрителя был Ксенофонт Толгский, дядя известного московского протоиерея Александра Толгского. Русский язык в училище преподавал Иван Троицкий, древнерусский — Николай Фаворский, латинский - Евгений Воронцов, географию арифметику священник Леонид Белавин, чистописание священник Андрей Ястребекий. Это были авторитетные преподаватели-наставники, всецело преданные просвещению.
В 1867 и 1884 гг. принимались новые уставы духовных училищ; на их основании срок обучения оставался прежним, а изменения затрагивали, главам образом учебную программу. Стремление представителей духовенства дать своим детям не только духовное, но и светское образование привело к тому, что в 1884 г. программа преподавания в училище была максимально приближена к программе трех младших классов классической гимназии.
В распоряжении учителей и учащихся была фундаментальная училищная и ученическая библиотеки.
При поступлении в училище (в приготовительный класс), дети должны были сдавать вступительные экзамены. Но не все успешно справлялись с заданиями.
Занятия в училище начинались с сентября и заканчивались в июне переводными экзаменами. Согласно именному списку, хранящемуся в архиве, в училище поступали дети духовенства (священников, пономарей, псаломщиков, дьячков) юга Нижегородской губернии, обучавшиеся бесплатно, и иносословные, с которых взималась плата в размере 57 рублей.
Основные предметы, преподаваемые в духовном училище: церковный устав с кратким изъяснением богослужения Православной церкви, катехизис, священная история, русский язык с церковнославянским, греческий и латинский языки, арифметика, география, чистописание и церковное пение.
Каждый ученик, за исключением епархиальных пансионеров, «при отправке из родительского дома, должен быть снабжен необходимыми вещами: 3-мя парами белья, 3-мя полотенцами, 3-мя носовыми платками, 3 или 4 парами подверток или чулок, крепкими кожаными сапогами, черным или серым костюмом, картузом из черного сукна и таким же верхним пальто, учебными и письменными принадлежностями».
Ученикам, возвращавшимся с каникул в училище, родители и «заведующие воспитанием» обязаны были представить в правление справку о состоянии здоровья ребенка, «не подвергался ли их сын или кто-либо из семьи во время отпуска следующим заболеваниям: корь, скарлатина, дифтерит, оспа, краснуха, с обозначением месяца и дня окончания болезни».
Учащиеся Духовного училища проживали в училищном общежитии и два раза в год имели каникулы, на которые они направлялись по специальным «отпускным билетам», 1 февраля 1877 г. Иван получил первый свой «отпускной билет», в котором говорилось: «Предъявитель сего ученик первого класса Арзамасского Духовного училища, Иван Страгородский, Училищным Начальством уволен в дом родителя своего <...> священника Николая Страгородского, сроком от означенного числа впредь до 13 февраля 1877 года с тем, чтобы он, Страгородский, явился к означенному сроку в Училище и предъявив от отца своего Духовного свидетельство о бытии в первую седмицу Великого поста на исповеди и причащении Св. Христовых Тайн».
По истечении положенного срока, 13 февраля, Иван Страгородский представил училищному начальству справку от священника Воскресенского собора иерея Николая Сахарова, где сообщалось: «Сим удостоверяю, что ученик 1 класса Арзамасского духовного училища Иван Страгородский был у исповеди и Святых Тайн причастия 12 февраля 1877 года».
По указу Св. Синода ученики духовного училища (во время пребывания в родительском доме) обязаны «посещать богослужение, читать и петь на клиросе и прислуживать в алтаре, а в Страстную седмицу исповедоваться и приобщаться Св. Таин», о чем должны - представить удостоверение от местных священнослужителей училищному начальству.
По воскресеньям и праздничным дням все ученики должны были убираться в училище; оттуда, построившись по два в ряд, под наблюдением руководством помощника смотрителя или одного надзирателя шли в церковь, где каждый вставал на специально отведенное место.
Лучшие ученики училища, а также ученики с безупречным поведением награждались книгами Священного писания, некоторым также выдавалась стипендия.
После окончания первого класса в годичной ведомости об учениках училища про Ивана Страгородского в графе «поведение» значилась запись «очень хорошее», а в графе «об успехах» «хорошие». В списке для отметок «экзаменических баллов» оценки Ивана Страгородского по предметам были таковы: священная история - 4, русский язык - 5, латинский язык - 5, арифметика - 4, пение - 3 и чистописание - 3. С такими оценками Иван был переведен в следующий класс Духовного училища. По итогам обучения в первом классе он занял второе место по первому разряду после Николая Руновского.
При приеме детей на епархиальное содержание правление училища принимало во внимание не только бедность родителей, но также поведение и успехи их детей. При размещении вместе двух учеников одного класса старались сделать так, чтобы они могли помогать друг другу в учебе. Некоторые ученики жили в своих квартирах, родительских домах или домах родственников. К 1898-1899 учебному году ученики жили в зданиях, временно приспособленных для общежития: первое здание принадлежало училищу, а второе было снято на один год у Арзамасского общественного банка.
К экзаменам ученики обязывались принести с собою все писаные ими в течение курса упражнения как вещественные доказательства их занятливости и внимательного к своим трудам охранения.
Именно так выглядел период жизни уроженца города Арзамаса – период начала его духовного пути.
Дальнейший же путь Ивана повторял путь отца и деда - учеба в Нижегородской Духовной семинарии.
Материал подготовлен участником краеведческой конференции «Святая Серафимовская земля. Традиции просвещения» Одинцовой Алисой - ученицей МБОУ «Средняя школа № 1 им. М. Горького с углублённым изучением английского языка»