Моя история-Нижегородский край

Царская тропа. Маршрут следования царской семьи во время посещения Нижегородской земли в 1903 году

Введение. Изучение истории родного края особенно актуально сейчас во время реализации масштабного проекта – паломническо-туристического кластера «Арзамас-Дивеево-Саров». Этот проект объединил в единую Серафимову землю три древних поселения в Нижегородской области – Арзамас, Дивеево и Саров.
Проект призван возродить историко-культурные объекты Арзамаса, Дивеевской и Саровской православных обителей и усовершенствовать транспортную инфраструктуру территорий. Кроме того, его реализация должна способствовать благоустройству городских общественных пространств, возведению новых объектов, а также созданию необходимых условий для комфортного пребывания туристов и паломников. 
Какой вклад в это большое и важное дело может внести молодое поколение, учащиеся школы? Такой вопрос задают себе многие, неравнодушные ребята, живущие в городе Арзамасе. Такой вопрос задала себе и я. Я завершила обучение в 9 классе, и моей основной деятельностью является учеба. В курсе истории России 9 класса мы познакомились с эпохой правления Николая Второго и мне стало интересно бывал ли император в моем родном городе. Оказалось, что да. Император со своей свитой был проездом в городе Арзамасе в 1903 году направляясь в город Саров (тогда еще этот город являлся частью Тамбовской губернии) на торжества посвященные канонизации святого преподобного Серафима Саровского. Мне захотелось узнать об этом больше, и я поставила цель своего исследования:
  • Изучить маршрут следования царской семьи во время посещения Нижегородской земли в 1903 году.
Для достижения данной цели мне очень помогли дневники самого императора, найденные мною на портале «Архивы России», в которых оставлены записи путешествия с 15 по 20 июля 1903 года, а также книга профессора, заведующего Цнтром краеведческих исследований Селезнева Федора Алексеевича «Нижегородские маршруты Российских императоров».

Маршрут следования царской семьи во время посещения

Нижегородской земли в 1903 году

Как известно, 19 июля (по старому стилю) 1903 года в Сарове состоялась канонизация мощей преподобного Серафима, в которой принимал участие царь Николай II, которого сопровождали: его супруга Александра Федоровна, мать императрица Мария Федоровна, его дядя великий князь Сергей Александрович с супругой великой княгиней Елизаветой Федоровной, сестра великая княгиня Ольга Александровна с супругом Петром Александровичем, и многие другие.
Я предлагаю вам вернуться в прошлое более чем на сто лет назад и проследовать тем же самым маршрутом, которым двигались царь и его свита.
Для того чтобы присутствовать на торжествах царской семье необходимо было проследовать из столицы, Санкт-Петербурга, в город Саров. Данный путь в начале XX века можно было преодолеть по железной дороге и гужевым транспортом.
Царские паломники отправились из столицы через Тверь на Москву. В своем дневники император Николай Александрович оставил запись: «15-го июля. Вторник. Проснулись чудным жарким утром. В 2 часа отправились в Петергоф. Занимался массой спешных дел перед отъездом. Простились с детками и в 7 часов поехали на станцию. В 7 с четвертью тронулись в путь на богомолье в Саровскую пустынь. Едем с Мама, Ольгой и Петей».
 Особы высоких гостей в пути надежно охранялись. На участке железной дороги от Нового Петергофа до Твери, расстоянием 453 версты охранную службу несли более четырех тысяч пехотинцев.
Из Москвы царский поезд отправился в Нижним Новгород, а затем по железнодорожной линии Нижний-Новгород—Тимирязево в Арзамас. Строительство этой железнодорожной ветки в значительной мере облегчила доступ в Саровскую пустынь многочисленным богомольцам, направляющимся со всей России на поклонение мощам Святого Старца Серафима.

План линии Московско-Казанской железной дороги

Поезд, на котором следовал император остановился в конце села Выездное - недалеко от Напольной церкви. На месте остановки поезда в Выездном, где царские паломники выходили из поезда, был оборудован павильон, который был виден издали, и был разукрашен цветными материями. Царя встречал губернатор, духовенство и народ.
От Арзамаса до Сарова царская чета проследовала по улучшенной грунтовой дороге на Ореховец-Глухово-Кременки, то есть минуя Дивеево, в конной веренице упряжек, которую называли - поезд. В Арзамасе под царский поезд для проезда до Саровского монастыря было подготовлено 540 лошадей. Гости и их свита ехали под охраной казаков по сплошному людскому коридору, образованному встречающими — местными жителями, паломниками, гостями из простонародья.
Всюду, где останавливались паломники, устраивались походные кухни, медицинские пункты. Для снабжения путников-богомольцев продовольствием и предметами первой необходимости Тамбовский губернатор разрешил разместить на время торжеств вблизи Саровской пустыни различные торговые предприятия. Для этого была отведена невдалеке от обители, вблизи мельнице, в местности, называемой «Городок» значительных размеров площадь. На этом базаре, кроме торговли съестными припасами и напитками, были устроены: хлебопекарни, булочные, чайные лавки с продажей закусок, харчевни, лавки бакалейные, квасные, в числе прочего – торговля мясом, овощами, фруктами, фруктовыми водами, а также сеном и овсом.
Во избежание чрезмерного повышения цен на хлеб, хлебопечение было сдано с подряда и установлена такса для продажи печеного хлеба: белый и ситный хлеб – не выше 5-6 копеек за фунт, а черный – 2 копейки. Само население участвовало в заготовке дров для войск, выпечке хлеба, водоснабжении. Подобный подряд был выгоден крестьянам и впоследствии сулил большие прибыли. Однако очевидцы отмечали: жара стояла страшная, тем более что ощущался недостаток воды и даже хлеба, который продавался по страшно дорогой цене.
Была предусмотрена программа по снабжению паломников и охранявших войск чистой питьевой водой. Вблизи населенных пунктов расширены и расчищены существующие водоемы и выкопаны новые колодцы. Особые водогрейни, устроенные в ключевых пунктах паломнического движения предоставляли в достаточном количестве кипяченую воду. Беспрерывно могли использовать водогрейни: в г.Арзамасе – две тысячи человек, с.Кременках – пять тысяч человек, Ореховцах – две тысячи человек, в Серафимо-Дивеевском монастыре — десять тысяч человек, Серафимо-Понетаевском монастыре – три тысячи человек, Саровской пустыни – двадцать пять тысяч человек.  Отпуск кипяченой воды производился бесплатно как в кипятке, так и в охлажденном виде.
В Шатках, Выездной слободе, Ореховце, Кременках, Теплом, Дивееве, Сарове, т.е. в местах наибольшего скопления богомольцев, были устроены пожарные обозы с необходимыми противопожарными средствами. Для оказания первой медицинской помощи заболевшим богомольцам на главных этапных пунктах и в обителях – Саровской, Серафимо-Дивеевской и Серафимо-Понетаевской были оборудованы приемные покой и амбулатории. В Сарове, еще дополнительно к тому, сооружена временная больница на двести кроватей.
Параллельно шла работа по устройству дорог и мостов, на что министерством внутренних дел отпустило 15.000, а губернское казначейство 2.500 рублей. Были отремонтированы старые и построены новые мосты. Исправляли и расширяли до установленной законом ширины проселочные дороги (не меньше трех аршин). Грунтовую дорогу в Саров сделали накануне самих торжеств. Время стояло жаркое. Дорогу вспахали плугами, затем полили водой из бочек и укатали катками, что сделало ее твердой как асфальт. Колеи выравнивали и на время загораживали рогатками, чтобы проезжие колесами не размесили дорогу в пыль. На протяжении всего пути перед каждым селом и деревней были выстроены арки шириной три сажени.
От Арзамаса до Сарова лежит самый прямой, короткий и благоустроенный «царский» путь по грунтовой дороге, в отличие от других железнодорожных пунктов: Мурома, Торбеева или Сасова, где дороги объездные и проселочные. По воспоминаниям нижегородского священника: «В длину всей дороги тянулся лентой царский путь, выровненная, утрамбованная дорога, обставленная знаками. Села, при въезде в них, украсились новенькими раскрашенными дощечками с перстами, указующими путь в Саров, с названиями сел (или деревень), с показанием числа душ, дворов, волости, уезда и проч.; сельские общественные и многие частные здания приукрасились; церкви всюду выбелены заново».

Маршрут следования из Арзамаса в Саров

Крестьянам указывалось быть в праздничном платье и встречать царский поезд на Дивеевском тракте. Жители большими группами стали покидать свои села и держали путь на большую Дивеевскую дорогу. Дорога была разбита на участки, каждому селу или деревне было отведено свое место. Примерно на полпути, у села Глухово был сделан привал, и паломники пили чай в специально приготовленной для этого палатке.
Из дневника Николая Второго: «17-го июля. Четверг. В 11 час. приехали в Арзамас. В шатре у платформы были встречены дворянством, земством, городами и крестьянами Нижегородской губернии. Сели в экипажи и отправились в путь по хорошей и пыльной дороге. Проезжали чрез большие села, крестьяне встречали снаружи, выстроенные вдоль дороги. Очень живописны были крестьянки в своих нарядах и мордовки также. В 6 час. въехали в Саровскую обитель. Ощущалось какое-то особое чувство при входе в Успенский собор и затем в церковь Св. Зосимы и Савватия, где мы удостоились приложиться к мощам святого отца Серафима».
Утром 18 июля после ранней обедни в Успенском соборе Николай II со свитой осматривали монастырь, в том числе спускались и в пещеры. После осмотра достопримечательностей в Успенском соборе в присутствии царя прошла последняя панихида по о. Серафиму, в которой он еще поминался не как святой. По окончании церковной службы августейшие паломники отправились осматривать места, связанные с преподобным Серафимом: ближнюю и дальнюю пустынки и камень, на котором он молился. Николай II и великие князья весь путь прошли пешком, все же женщины поехали в экипажах. Пешком проделал царь и обратный путь. «Дорога, идущая лесом, замечательно красива. Вернулись домой пешком, народ был трогателен и держался в удивительном порядке»,— записал он в своем дневнике.
В 6 вечера 18 июля состоялась самая главная и торжественная церковная служба этих дней — всенощная, во время которой произошло прославление Серафима Саровского как святого Русской Православной Церкви. Гроб с его останками был перенесен из Зосимо-Савватиевской церкви в Успенский собор; носилки с ним несли Николай II, великие князья и архиереи. Из дневника царя: «Впечатление было потрясающее, видеть, как народ и в особенности больные, калеки и несчастные относились к крестному ходу. Очень торжественная минута была, когда началось прославление и затем прикладывание к мощам. Ушли из собора после этого, простояв три часа за всенощной…».
Всю ночь с 18 на 19 июля двери Успенского собора были открыты, и тысячи людей заходили в него, чтобы приложиться к святым мощам. Во время службы 19 июля в Сарове крестный ход с мощами Серафима Саровского, которые опять несли на носилках Николай II с великими князьями, обошел вокруг Успенского собора, после чего мощи были помещены в установленную в соборе раку. В этот день Николай II принял участие в братской трапезе, а также посетил специально построенный «павильон тамбовского дворянства», где его угостили чаем. К вечеру 19 июля относится следующая очень любопытная запись в дневнике царя: «В 7 с четвертью обедали у Мама. Затем по два и по три пошли к источнику, где с особым чувством выкупались из-под крана студеной воды. Вернулись благополучно, никто в темноте не узнавал». Так состоялось это вошедшее в легенды купание Николая II и Александры Федоровны в источнике преподобного Серафима. Интересно, что в официальных репортажах, порой очень подробных, ничего об этой вечерней прогулке к источнику не сказано.
На следующий день 20 июля в девятом часу утра Николай II со свитой отбыл из Сарова. Неизгладимое впечатление произвели торжества в Сарове на великую княгиню Елизавету Федоровну. В письме из Сарова она пишет: «Какую немощь, какие болезни мы видели, но и какую веру. Казалось, мы живем во времена земной жизни Спасителя. И как молились, как плакали – эти бедные матери с больными детьми, и, слава Богу, многие исцелялись. Господь сподобил нас видеть, как немая девочка заговорила, но как молилась за нее мать…». После торжеств 1903 года Елизавета Федоровна еще несколько раз приезжала в Саров и Дивеево для молитвы.
На второй день после торжества 20 июля царь отбыл из Сарова в столицу. Теперь путь лежал через Дивеево. Здесь высокого гостя встретил крестный ход, возглавляемый Петербургским Митрополитом Антонием (Вадским). Над людским морем плыл торжественный колокольный звон.
 В Дивеевском монастыре царь имел беседу с игуменьей Марией, посетил блаженную Пашу, Прасковью Ивановну, побыл в доме Елены Ивановны Мотовиловой — вдовы известного благотворителя монастыря Николая Александровича Мотовилова.
Из Дивеева царь выехал в тот же день. Карета высоких гостей от стен монастыря проследовала на Елизарьево через Ивановское и Ореховец до Арзамаса.

Маршрут следования из Сарова в Арзамас

 Как известно, великий угодник Божий преподобный Серафим предсказал это событие. Он говорил дивеевской сестре: «Вот какая радость-то будет! Среди лета запоют Пасху, радость моя! Приедет к нам Царь и вся Фамилия…»

Поездка царя в Саров через Арзамас.

Дневники императора Николая II

15-го июля. Вторник. Проснулись чудным жарким утром. Ходили к Мама. В 11 час. поехали в церковь к обедне; пел хор юнкеров всех училищ. Закусывали у д. Владимира и завтракали в большой столовой. В 2 часа отправились в Петергоф. В вагоне принимал Куропаткина, только что вернувшегося с Дальнего Востока. Укладывался и гулял. Занимался массой спешных дел перед отъездом. Простились с детками и в 7 час. поехали на станцию. В 7 ¼ тронулись в путь на богомолье в Саровскую пустынь. Едем с Мама, Ольгой и Петей. Впереди нас едут: Николаша, Петюша, Милица, Стана и Юрий.
16-го июля. Среда. Утром в Москве к нам сели в поезд д. Сергей и Элла. Погода стояла чудная, в вагонах было жарко, но терпимо. В Коломне депутация от рабочих паровозного завода поднесла хлебсоль. В Рязани была большая встреча. Ехали хорошо и не торопясь. Закат солнца был удивительный.
17-го июля. Четверг. В 11 час. приехали в Арзамас. В шатре у платформы были встречены дворянством, земством, городами и крестьянами Нижегородской губернии. Сели в экипажи и отправились в путь по хорошей и пыльной дороге. Проезжали чрез большие села, крестьяне встречали снаружи, выстроенные вдоль дороги. Пили чай в палатке в 40 верстах от АрзамасаНа границе Тамбовской губернии опять большая встреча от всех сословий. Очень живописны были крестьянки в своих нарядах и мордовки также. В 6 час. въехали в Саровскую обитель. Ощущалось какое-то особое чувство при входе в Успенский собор и затем в церковь Св. Зосимы и Савватия, где мы удостоились приложиться к мощам святого отца Серафима. В 6 ½ час. вошли в наш дом. Мама живет напротив. Весь двор был наполнен огромной толпой богомольцев. Обедали в 8 ¼ у Мама всем семейством. Вечером исповедывались в келлии преподобного Серафима, внутри нового храма; у схимника Симсона, бывшего офицера. Потом повели туда Мама. Легли спать довольные и не усталые.
18-го июля. Пятница. Встали в 5 ½ и пошли к ранней обедне с Мама. Причастились Св. Христовых Тайн. Обедня окончилась в 9 час. От 9 до 10 ½ час. осматривали церкви и спускались в пещеры под горою. В 11 ¼ пошли в Успенский собор к последней торжественной панихиде по старце Серафиме. Затем завтракали у Мама. В самый жар д. Сергей, Николаша, Петюша, Юрий и я отправились пешком в пустынки вдоль Саровки. Мама, Аликс и другие поехали в экипажах. Дорога, идущая лесом, замечательно красива. Вернулись домой пешком; народ был трогателен и держался в удивительном порядке. В 6 ½ началась всенощная. Во время крестного хода при изнесении мощей из церкви Св. Зосима и Савватия мы несли гроб на носилках. Впечатление было потрясающее видеть, как народ и в особенности больные, калеки и несчастные относились к крестному ходу. Очень торжественная минута была, когда началось прославление и затем прикладывание к мощам. Ушли из собора после этого, простояв три часа за всенощной. Закусывали у Мама, думая идти вновь к концу службы, но народ, не дождавшись конца ея, ринулся в собор, так что пройти туда было уже невозможно. Просидели у Мама до 11 ч.
19-го июля. Суббота. Встали в 7 ½ и через час пошли к Мама и затем к обедне, которая длилась вместе с молебном с 9 час. до 12 ½ час. Так же умилителен, как вчера, был крестный ход с гробом, но с открытыми мощами. Подъем духа громадный и от торжественности события, и от поразительного настроения народа. Закусили у Мама и в 2 ½ кушали в трапезной. Отдыхали около часа. Жара была сильная, пыль от массы богомольцев также. В 4 ½ отправились в павильон Тамбовского дворянства, которое угостило нас чаем. В 7 ½ обедали у Мама. Затем по два и по три пошли к источнику, где с особым чувством выкупались из-под крана студеной воды. Вернулись благополучно, никто в темноте не узнавал. Слыхали о многих исцелениях сегодня и вчера. В соборе во время обнесения св. мощей вокруг алтаря случилось также одно. Дивен Бог во святых Его. Велика неизреченная милость Его дорогой России; невыразимо утешительна очевидность нового проявления благодати Господней ко всем нам. На Тя, Господи, уповахом да не постыдимся во веки. Аминь!
20-го июля. Воскресение. В 8 час. вышли из своего дома и пошли к молебну в Успенский собор, где приложились к мощам Святого Серафима. С грустью покинули Саровскую пустынь и отправились в городок, где построены бараки для богомольцев. В часовне еписк[оп] Иннокентий отслужил краткий молебен, и мы поехали дальше лесом. Погода была жаркая, и дул сильнейший попутный ветер, гнавший пыль с нами. В 10 ½ приехали в Дивеевский женский монастырь. В домовой церкви настоятельницы матери Марии отслушали обедню. Затем все сели завтракать, а Аликс и я отправились к Прасковье Ивановне (блаженной). Любопытное было свидание с нею. Затем мы оба поели, а Мама с другими посетили ее. Осмотрели церковь Преображения, где сохраняются вещи Св. Серафима, его келию, типографию и живописную школу сестер. В 3 часа собрались в дальнейший путь. Жара была сильная. Ехали отлично и в 7 ч. ровно прибыли в Арзамас, сели в поезд и поехали обратно.
Заключение. Саровские торжества 1903 года момент удивительного единения народа с государем и августейшей семьей, соработничество Церкви и государства, которое стало возможным по благословению преподобного Серафима Саровского. Неизгладимый след оставил визит на нижегородскую землю и в сердцах самих Романовых.
Изучение истории России и родного края, которое так важно в настоящее время, открывает для нас множество новых, интереснейших страниц, вдохновляет на творчество и прославление Отечества.
Литература
1.    Абросимова Л. Царские визиты в Нижний / Л. Абросимова // Родина. – 2013. - №2. – С. 53-56: ил.
2.    Виноградова Т. Как нога императора ступала по Нижегородской земле / Т. Виноградова // 831 Нижегородский журнал. – 1995. – №12 – С. 38-41.
3.    Нижний Новгород. Историко-культурный портрет / [сост. О.И. Наумова; авт.: И.С. Агафонова и др.; фот. Г. Ахадова и др.; пер. на англ. яз. М.Б. Ганюшкина]. – Нижний Новгород: Кварц, 2013. – 222
4.    Селезнев Ф.А. Нижегородские маршруты российских императоров. – Нижний Новгород: «Литера», 2021. - 52
5.    Смирнов Д. Н. Нижегородская старина / Д. Н. Смирнов. – Нижний Новгород : Нижегор. ярмарка, 1995. – 595
6.    Шамшурин В. А. Возвращение в Нижний Новгород: ист. этюды / В. А. Шамшурин; [худож. оформ. Е. А. Константиновой]. – Нижний Новгород: Литера, 2009. – 165

Материал подготовлен участником регионального краеведческого конкурса творческих работ "Родная земля"  Пудкова Ксения Дмитриевна, 16 лет

ЧОУРО «НЕРПЦ (МП)» «Арзамасская православная гимназия имени святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии».

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Шерстнева Ольга Геннадьевна, Учитель истории и обществознания.

Материалы регионального краеведческого конкурса творческих работ «Родная земля»2022 год