Моя история-Нижегородский край

Ускользающая красота

Если вы хотите познакомить гостей с нашим славным городом Арзамасом, то начинайте свое  путешествие с главной городской  площади - Соборной. Это сердце Арзамаса. От площади,  лучами  в разные стороны расходятся первые улицы: 1 Мая(Стрелецкая), Карла Маркса (Сальниковая), Ступина (Троицкая), Кирова (Новая), Верхняя Набережная, Советская (Прогонная) и многие другие.
Я очень люблю гулять по улицам старого Арзамаса.Именно здесь увидишь старые деревянные дома, украшенные кружевными наличниками, покосившиеся деревянные ворота, тоже с резными украшениями, а на этом доме резные морские коньки над входом и это все  можно рассматривать очень долго. С каждым годом, деревянных домов, украшенных резьбой  в нашем городе становится все меньше и меньше.Старые лома ветшают, хозяева стремятся придать им более современный и ухоженный вид, для чего отделывают кирпичом и сайдингом, вставляют пластиковые окна. С каждым снесенным домом, с каждым окошком, откуда убрали старые наличники постепенно уходит неповторимая историко- архитектурная особенность нашего города. Хотелось бы, чтобы такие дома простояли как можно дольше!
А сейчас немного истории о том, как резьба на берег сошла.
Больше всего памятников глухой («корабельной», «барочной») резьбы встречалось в Нижегородском, Балахнинском и Городецком уездах, в которых с конца  XVIII – первой половине XIX в. было сосредоточено волжское судостроение. Характерно, что глухая резьба возникла в этих местах почти одновременно, что свидетельствует о тесных связях местных артелей.
Проработав зиму на строительстве судов и спустив их на полую воду, судостроители с весны искали себе заработок по волжским деревням, вследствие чего приемы «корабельной» резьбы стали использоваться в жилом деревянном зодчестве Поволжья – ею украшали лобовые доски, лопатки и оконные наличники домов. Кроме Нижегородской области глухая резьба встречается в селах соседних областей – Костромской и Ивановской.
Как правило, глухая резьба выполнялась не одним мастером, а артелью. Работа была разделена на несколько операций. Рисунки для резьбы – так называемые припороки – обычно хранились у руководителя артели. По контурам рисунка на гладко обструганную сосновую доску (обычно толщиной 4–6 см) иглой наносились отверстия. Затем мастер припорашивал рисунок холщовым мешочком с истолченным углем – паузой, благодаря чему на доске отчетливо проступал контур будущего изображения. После этого рисунок обводили плотницким карандашом, а по торцу доски отмечали допустимую глубину рельефа.
В начале работы использовали нескольких закругленных долот, с помощью которых выбирался фон и создавался рельеф. Края узора не оставляли острыми, прямо вырубленными, они слегка «заваливались», что делало узор более пластичным, способным создавать мягкую игру света и тени. На этой стадии работа не прекращалась, ибо мастер считал необходимым «выгладить» шероховатую поверхность рельефа, сделать более выразительными мелкие детали – нанести жилки на листья, придать рельефность лепесткам цветов, разузорить их серединки, подчеркнуть игру чешуек на хвостах русалок-берегинь. После окончания резной работы доска 2–3 раза покрывалась олифой в целях консервации и иногда раскрашивалась.
 Нижегородский уезд был районом наибольшей концентрации умельцев резьбы по дереву – в итоге с кораблей этот декор перекочевал на избы.  Так и возникла мода на резной убор домов, гармонирующий с архитектурно-ландшафтным решением и придающий им праздничный вид. Особое внимание уделялось оформлению наличников, т.е. оконных проемов здания, ведь именно они являются лицом дома и его визитной карточкой.
Дерево, изделияиз него в народном быту, народном искусстве всегда занимали едва ли не главное место.Каждый мужчина владел топором,но особенно ценились плотницкие «дружины», артели, в составе которых работали и мастера домовой резьбы.
Нашим предкам было присуще огромное стремление окружить себя прекрасным. Красота духовно питала и спасала человека в его трудной обыденной жизни. Арзамасский край всегда славился своими умельцами и рукодельницами. Предметы домашнего обихода или другие свидетельства жизни арзамасцев, сохранившиеся до наших дней, восхищают своей рукотворной красотой и уникальностью. На всю Россию были известны своим мастерством арзамасскиезолотошвеи, иконописцы, ювелиры, резчики по дереву и другие мастера. Когда появилась первая резь на домах Арзамаса не известно. Очень ценились плотницкие «дружины», артели, в составе которых работали и мастера домовой резьбы.
Резьба в Арзамасе строгая, городская, тщательно проработанная, доведенная до совершенства композиция рисунка, особая пластичность и изящество линий и форм орнамента.
Арзамасские умельцы славились и как искусные мастера церковной резьбы. Сохранилась вырезанная из дерева фигура Николы Можайского, которая исполнена неизвестным мастером в XVI веке. Резные иконостасы восхищали прихожан своим великолепием, пышностью, гармонией линий. Впрочем, резчики иконостасов по-иному работать и не могли. О размахе резного промысла в Арзамасе говорит и значительное число занятых в нем мастеров.
На развитие и становление резного деревянного зодчества в Арзамасе, оказало пребывание в нашем городе, старца московского Новоспасского  монастыря Ипполита.
В 1638 году  совершилась договорная запись со старцем, который обещал сделать «царские двери добрым мастерством, во крылисах извороты и изветки резать по местам», а поверх всего иконостаса «учинить клеймо великое резное»  в Спасском монастыре. Как видно из договорной записи, Ипполит брался работать не один. Ему должны были помогать московский столяр и резчик, четверо плотников из местных монахов, да два мирских плотника. После этого, не было в Арзамасе приезжих мастеров, подмастерья Ипполита подхватили ремесло и стали передавать из рук в руки. В Арзамасе появилось много мастерских резьбы, заказы шли из Казанской, Вятской, Владимирской и других губерний.
Исследователь народных промыслов Дмитрий Прокопьев писал об арзамасских резчиках:
" Мастера резьбы дошли до виртуозной тонкости. Из липы резали пучки цветов, колосья, виноград, сложные завитки листвы, капители коринфских колонн, ажурные сетки. Много было и круглой скульптуры, ангелов, херувимов, святых. Огромное количество липы расходовалось мастерскими. Выделялось "дело" Варенцова (Коринфского), который имел до 90 резчиков, работавших изо дня в день всю неделю и лишь по воскресеньям расходившихся по домам. За бесконечный рабочий день вырезалось немало сложнейшего узора".
Арзамасский стиль резьбы — цветочные мотивы.Виноградная гроздь – один из главных «персонажей» арзамасских резчиков. Она встречается и в украсе слуховых окон, и на причелинах наличников.
В Школе академика живописи Ступина тоже занимались домовой резьбой. Многие её ученики стали резчиками, рисовали и сочиняли рисунки не только для иконостасов, но и для домов. Из церковной резьбы они перенесли на дома кокошники, которые в церкви украшали молельные места.
Глухая резьба была доступна лишь мастерам высокой квалификации, которые не только знали о свойствах разных пород дерева, но и ловко работали с помощью полукруглых долот. Не все имена резчиков позабыты. Арзамасцы помнят лучших своих мастеров – украшателей. В середине ХVIII века рубили дома c «пригожими фасадами» топорники Семен Демиховский, Дмитрий Вандышев, Иван Бобышев, Алексей Ломакин, Семен Иванов, Иван Чаркин и др. В первой половине XIX века часто приглашали рубить и украшать дома рядчика артели плотников Григория Бодягина, который в 1827 году выполнил много разных работ для строящегося Воскресенского собора, в том числе и главный деревянный купол. Многим горожанам в украшении домов угодили резчики Тюфилин и Вазьянкин. Резчики мастерской Оточина занимались сложным украшением дома купцов Вандышевых, дома по ул.1 Мая, 1.Мастера Казаковы изящно украсили свой дом по улице Николая Березина,27, и дом по ул. Космонавтов,5.
Артельное дружество уводило арзамасцев далеко от дома. Их можно было встретить по всему Поволжью, Приуралью, доходили они и до Сибири. К сожалению, пожар 1823 года уничтожил всю нижнюю часть города. Погибла самая ценная глухая домовая резьба. Более поздняя стала уже пропильной, более дешевой и легкой для исполнения, которая выпиливалась по трафаретам.Появление лобзиков еще больше расширило её проникновение. Пропильная делается из тонкой доски и она чаще плоская. А глухая из толстой доски, выдалбливается рельефом и на ней более богатая светотень.Из Арзамаса пропильная резьба смело перешагнула в Выездную слободу и другие подгородние села – Абрамово, Веригино, Водоватово, Хватовку, Кириловку и другие селения. Много домовой резьбы сохранилось в этих селах, кроме резьбы здесь можно  увидеть пару коней, укрепленных на двускатном козырьке сенной двери, оленя или солнце укрепленных в наивысшей точке крыши.
Внутри дома резьбой украшались кровати, посудные шкафы, киоты, ларцы, сундуки, детские люльки, донца прялок, ткацкие станки, веретена, вальки для отбивания белья, даже лошадиные дуги были резные. Человек жил, окруженный узорами, для него это была не только красота, он умел их читать.
Дома в Арзамасе невысокие, резьбу можно рассмотреть вблизи. Глухая резьба часто соседствует с прорезной. Есть резьба, сделанная из тонкой, почти щепной доски.Кажется, что мастер не резал, а плел ажур. Ажурные рисунки невозможной красоты и разнообразия украшают некоторые дома.Удивительно, как он сохранился до сего времени, не рассыпался прахом, не сгнил.
И тому пример - дом под номером один на улице Первомайская. Этот дом принадлежал когда-то купцу Ивану Михайловичу Синицину, скорняку и торговцу мехами. Кто делал резьбу неизвестно, но видно мастеровитую руку. Резная лобовая доска, резные наличники, резные пилястры, резное крыльцо - все украшено. Дом огромный, узорочья много.
Вот глухие деревянные ворота рядом с домом на ул. Ленина – тоже с резными украшениями, возможно, последние сохранившиеся в городе…Во все времена мастеров нижегородской резьбы по дереву очень ценили, ведь они были настоящими художниками, освежающими традиционный узор своими деталями. Память о них сохранилась благодаря местным жителям, помогающим расшифровать инициалы на собственных домах.
 На сегодняшний день в Нижегородской области существуют как целые тематические заводы, так и резчики-одиночки, почитающие как классический декор, так и свободный современный стиль. Все они в своих работах сохраняют красивую текстуру и естественный цвет дерева, а также существенно обогащают форму предмета.

Литература:
§ Гусяков, М. Отсекая лишнее…// Арзамасские вести. – 2011. – 15-21 дек. – С.7.
§ Еремеев, П. В. Резное узорочье; После старца Ипполита; Убрать лишнее...// Еремеев, П. В. Арзамасские мастера / П.В. Еремеев. — Нижний Новгород: Волго-Вятское кн. из-.во, 1992. — С. 14-27, 27-43, 206-128.
§ Родина, С. В. Космос в деревянном кружеве // Арзамасская сторона: альманах. Вып.3 / АГПИ. – Арзамас: АГПИ, 2010. – С. 562-567
§ Федоров, В.В.[Арзамасская глухая домовая резьба] // Федоров, В.В. История Нижегородского края / В.В. Федоров – Арзамас: АГПИ, 2004. – С. 39-41, 64-65.
§ Юрьева, О. Ускользающая красота // Арзамасские ведомости. – 2012. – 19 апр. – С.3.
Приложение № 1

Славянские символы

Солярная символика
Солярная символика- символика солнечной стихии, Солнца, солнечных светлых богов. Среди солярных знаков, пожалуй, нет ни одного, приносящего вред. Наоборот – все знаки связаны с приобретением как материальных, так и духовных благ, преумножением их.

Громовой знак
Громовой       знак – знак Перуна, заключенный в круг шестиконечный крест. Резали его на низ не просто так. На избах вырезали на кокошнике (доска, свисающая с торца конька) в качестве магического громоотвода. Также громовой знак – знак мужества, воинской доблести.
Крест
Археологические данные свидетельствуют о том, что крест как символ почитали еще в верхнем палеолите. Крест- символ жизни, неба и вечности.
Ромб
Ромб, разделенный внутри еще на четыре ромба, - поле.Маленькие ромбики, исли хотите, лунки для семян. Если в маленьких ромбиках изображаются точки, значит поле засеяно – это символ плодородия. В целом ромб (квадрат) с точкой посередине – это то, сто может родить, то, что является источником благополучия и изобилия. Пустой ромб – то же, но не
могущее (не оплодоторенное) родить
Дерево

Символы природы очень многочисленны и многогранны. Нет такого символа, который бы означал саму природу. Зато ей посвящено довольно много магических знаков. Мировое Древо – «Ось мира», оно держит на себе все миры.
Птица

Также и животный мир получил отражение в символах. Знаки унаследовали свойства животных. Особый же смысл имеют знаки, обозначающие птиц, потому что птица – существо для древних загадочное, магическое. Многие светлые боги могут обращаться в птицу. Перун – в орла или ворона, Волх – в Финиста – Сокола. Интересен общий для всех птиц знак – «птица клевучая». Она символизирует небо, наследие светлых богов, в какой-то степени самих богов.

Вода

Вода – это то, что дает жизнь всему живому. Также Вода несет в себе сакральный смысл очищения.

Материал подготовлен участником регионального конкурса творческих работ "Родная земля" Спириной Евгенией, 8 класс, МБОУ «Лицей», г. Арзамас,

Номинация «Национальная память моих предков»

Руководитель: учитель иностранного языка Жирунова А.А.
Материалы регионального конкурса творческих работ "Родная земля" 2020 год.