Введение
Искусство и православие не могут существовать порознь, так как и одно, и другое непосредственно связано с самыми тонкими гранями человеческой души.Архитектура, живопись, музыка, литература и многие другие виды искусства нашли свое место в православии.
Искусство и православная вера на протяжении многих столетий переплетались, перетекали друг в друга, в результате чего возникло православное искусство. Важное место в православном искусстве занимает изобразительное искусство. Иконопись – это создание изображений, цель которых быть связующим звеном между земным миром и Божественным. Библейская история вдохновляла многих художников на создание настоящих шедевром. Большим открытием для меня стало то что в окрестностях небольшого провинциального городка Арзамаса находится живописная картина мирового уровня
Целью работы является изучение святынь и объектов культурного наследия Арзамасского края, воспитание чувства гордости за малую Родину, уважения к истории Отечества, к деятелям искусства.
Задачиисследования: познакомиться с историей р.п.Выездного как части моей малой Родины, узнать о жизни и творчестве великого испанского художника Б. Мурильо и его знаменитом полотне «Распятие Христово», бережно хранящемся в храме во имя Смоленской Божией Матери.
Методы исследования:
· Поиск информации об истории Арзамасского района.
· Изучение письменных источников об истории храма во имя Смоленской Божией Матери р.п.Выездное.
· Исследование биографии и творчества испанского художника БартеломеоМурильо.
· Интервьюирование работников музейно-выставочного центра Арзамасского района.
· Экспедиция в храм во имя Смоленской Божией Матери р.п.Выездное.
· Изучение специальной литературы и интернет-источников.
История строительства храма в честь Смоленской иконы Божией Матери
р.п. Выездного.
В Арзамасском районе есть много удивительных мест, о которых еще наши предки складывали красивые легенды. У всех на слуху Дивеево и Светлояр, Серафим Саровский и легендарный град Китеж.Однако мало кто знает о с. Выездная Казачья слобода, основанном еще Иваном Грозным,об известных храмах, которые являются архитектурными памятниками России и находятся на Арзамасской земле. Всего в Арзамасском крае было 46 церквей. В настоящее время действует 20 церквей 2 скита, восстанавливаются 9, остальные находятся в разрушенном состоянии.Из интервью работников музейно-выставочного центра Арзамасского района я многое узнал об истории Выездного и его святынь. Оказывается,в 1635 г. царь Михаил Федорович пожаловал Выездную слободу в качестве вотчинного владения боярину Борису Михайловичу Салтыкову за самоотверженную защиту Отечества от польско-литовских захватчиков. Салтыковы владели Выездной Слободой 226 лет вплоть до отмены крепостного права 19 февраля 1861 г.
Главным украшением села служат 2 обширных каменных храма, с высокими колокольнями, красивыми каменными оградами. История постройки храма связана с именами ктитора церкви Ивана Васильевича Гостькова и Ивана Никифоровича Чесноков. Будучи человеком бездетным Иван Васильевич все свои средства отдавал на возведение церкви. Но так как их было недостаточно, то он нашел себе компаньона Ивана Никифоровича Чеснокова, владевшего значительным капиталом. Они составили компанию и основали кожевенный завод, с условием, что всю прибыль от предприятия будут отдавать на постройку церкви. Господь благословил благое намерение, и прибыль от предприятия текла рекой, а иногда сумма чистой прибыли вдвое или втрое превышала основной капитал заводчиков. На эти деньги и возводилось обширное и великолепное здание храма.Строительству храма деньгами помогали и другие жители Выездного. Однажды Иван Васильевич, вошедши в церковь, увидел на сундуке запечатанный и адресованный на его имя пакет, и вскрыв его обнаружил значительную сумму денег. От кого была эта сумма, осталось неизвестным… Такой случай был не единственным. Богатый вклад в постройку внес владелец села Сергей Васильевич Салтыков.
Храм был выстроен большой: около 27 сажен в длину и 17 сажен в ширину. Длина трапезной составляла 20 саженей, в высоту храм достигал 24 сажени. Это была самая большая церковь в Нижегородской губернии того времени.
Общими усилиями был воздвигнута церковь во имя иконы Смоленской Божией Матери, которая и в настоящее время приводит в восторг всех, кто в нем бывает, от лиц высокообразованных, путешествовавших и многое видевших до простых сельчан и горожан. Приводил в восторг он и посещавших церковь архипастырей. Одним из них был преосвященный епископ Нижегородский и Арзамасский Моисей, освятивший храм в 1815 г. предание говорит, что сказав после освящения проповедь, он взял храмоздателя Гостькова за руку и ввел его в алтарь через царские врата. Салтыков за труды Гостькова освободил его из крепостной зависимости. Иван Никифорович Чесноков скончался монахом на Высокой горе.
В настоящее время Смоленская церковь является памятником архитектуры всероссийского значения. Мы с семьей посетили этот храм, чтобы больше узнать о нем и его святынях.
Выполненный в стиле классицизма, храм поражает зрителя своим внешним видом и архитектурой. При основании форма креста, с трех сторон его окружают три крыльца с фронтонами, упирающимися на 16 колонн, сверху 5 куполов – в честь Спасителя и четырех Евангелистов.
5 престолов:
1. Во имя Смоленской Божией Матери
2. Пророка Божия Ильи
3. Рождества пресвятой Богородицы
4. Святителя Николая Чудотворца
5. Трех святителей.
Церковь очаровывает своим внутренним убранством и благолепием. Прежде всего, обращают на себя внимание иконостасы искусной резной работы, блистающие позолотой.
Особенно красив и величественен иконостас в главном приделе во имя Смоленской иконы Божьей Матери. Он прямой, трехъярусный; царские врата в нем прорезные наподобие звезд; на вратах имеются 6 небольших икон в серебряных ризах с позлащенными венцами.
Интерьер собора украшен росписью, выполненной по мотивам «Нового завета» мастерами и художниками Ступинской школы живописи
Б.Э.Мурильо и полотно «Распятие Христа Спасителя»
Жемчужиной храма является изображение Распятия Христа Спасителя, расположенное в алтаре на горнем месте, принадлежащее кисти знаменитого испанского художника Бартоломео Эстебана Мурильо. Полотно составляет предмет удивления и восхищения со стороны всех посетителей храма.Биография мастера крайне важна для понимания его творчества.
О художнике и его полотнах я узнал из интернет-источников.
О жизни ведущего художника «золотого века» испанской живописи, внесшего неоценимый вклад в историю искусства и ставшего основоположником севильской школы живописи, известно не так уж много. Родился Бартоломе Эстебан Мурильо, вероятнее всего, в декабре 1617 года. Сохранилась запись о его крещении, которое состоялось 1 января 1618 года.
Рано потеряв родителей, мальчик воспитывался в семье тетки, жены севильского хирурга-брадобрея Хуана Лагареса. Рано обнаружив склонность ребёнка к живописи, родственники отдали его на обучение художнику Хуану дельКастилио, отличавшемуся любовью к севильским романистам и итальянским художникам. Но вскоре Мурильо оказался предоставленным самому себе, так как его учитель уехал в Кадис. Ранние биографы утверждают, что молодой художник писал свои работы на небольших кусках холста и затем продавал их на верфи. Это кажется вероятным, так как в торговой Севилье многие живописцы работали для верфи.
Достоверных фактов о жизни Мурильо крайне мало. Он провел около двух лет в Мадриде (вероятно с 1648 по 1650 год), где действительно мог встречаться с Веласкесом и изучать благодаря нему картины великих мастеров в королевских собраниях. Помимо этого, друг Мурильо, Педро де Мойя, восхищавшийся творениями Антонисаван Дейка, привез из Фландрии и Англии в Севилью копии и рисунки с произведений этого гения живописи. Мурильо выполнял главным образом заказы монастырей, создавая большие циклы на библейские и евангельские сюжеты, предания о жизни святых и легенды. В сюжетах «Поклонение пастухов», «Чудо насыщения пятью хлебами пяти тысяч человек», многочисленных сценах раздачи милостыни и исцеления больных святыми, он с любовью изображал севильских бедняков: крестьян, нищих, калек. Всю жизнь он писал жанровые полотна, изображая босоногих детей испанской бедноты, занятых играми прямо на улицах города.
В работах раннего периода творчества Мурильо (40-е годы 17-го века) очевидно явное влияние Веласкеса, Эрреры Старшего, Сурбарана, Роэласа и других мастеров севильской школы. Художник работает и в темной манере караваджистов, оживляя свои полотна лишь несколькими пятнами в теплых тонах. Уже в эти годы молодой художник начинает интересоваться проблемой передачи света, делая в своих произведениях робкие попытки её решить.
Возможно, юный Мурильо написал картину «Поклонение пастухов», находящуюся сейчас в Эрмитаже. Перед юной миловидной Мадонной, нежно смотрящей на младенца Иисуса, лежащего в убогих яслях, стоят простые андалузские крестьяне, принесшие свои скудные дары. Это коленопреклоненный старик, робко приподнявший руки и но не смеющий дотронуться до младенца, остроносая, улыбающаяся старуха в светлом платке, юноша в красной накидке и пастух с характерным посохом. Их фигуры написаны ещё довольно жестко, а их размещение не слишком удачно: они поставлены «лесенкой» - один над другим. Темный колорит полотна слева озарен светом, исходящим от младенца. Сияющая белизна простынки и нежное розоватое тельце ребёнка создают иллюзию светозарности, освещающую кроткое лицо Мадонны, её красноватое простое платье, и бросающую золотистые блики на край грубой одежды
Художник умер от несчастного случая. Расписывая в Кадисе помещение монастыря капуцинов, Мурильо упал с высоких лесов. В тяжелом состоянии он был переправлен домой в Севилью, где и умер от полученных травм в апреле 1682 года.
Время написания картины «Распятие Христово», хранящейся в Смоленском храме р.п. Выездное неизвестно. По характеру изображения искусствоведы относят ее к периоду творческого взлета художника. Основную часть картины занимает Иисус Христос, распятый на кресте. Его поникшая на правое плечо голова (рядом с правой рукой Христа − места праведников), в терновом венке озарена серебристым сиянием. Вокруг головы парят ангелы. У подножия креста в скорбной позе застыла Мария. На ней синее покрывало, накинутое поверх белой туники, слегка прикрывает ноги. Руки прижаты к груди, голова приподнята. Золотистые волосы рассыпались по плечам. Она скорбит, но в тоже время ожидает чуда – спасения Христа.
Появление картины в Выездном
Интересна история появления картины в церкви. Ее подарил церкви граф Василий Петрович Салтыков.1790 г. Василий Петрович, бывший посланником во Франции при дворе Людовика XVI, проезжал через Саксонию и здесь получил в подарок от дочери короля Фридриха-Августа, Марии-Августы художественную картину «Распятие Христа Спасителя». Знатоки ценили её тогда в 50. 000 руб. ассигнациями (т.е. слишком 14. 000 руб. серебром) Василий Петрович передал картину в церковь Выездной Слободы, где она и сейчас находится.
Перерисовка ног Спасителя
Однако сначала духовенство не приняло ее, так как картина была написана в католическом стиле. Иисус Христос был изображен прибитым к кресту тремя гвоздями, а по христианской традиции должно быть четыре.Тогда, Салтыков обратился к академику живописи Александру Васильевичу Ступину, который посоветовал перерисовать ноги Спасителя, чтобы они выглядели прибитыми не одним, а двумя гвоздями, как и руки распятого Христа. Староста Выездновской церкви Сергей Вязовов поручил это сделать горькому пьянице, но большому художнику Ефиму Яковлеву. Яковлев блестяще выполнил эту работу.
Если внимательно всмотреться в картину, то можно заметить отличимый цвет ног Спасителя от его тела, что подтверждает версию о внесенных изменениях.
Прошло около трехсот лет как это полотно появилось в наших краях. За это время оно покрылось копотью, потрескалось, краски поблекли, но картина остается такой-же прекрасной и радует глаз.
Реставрация полотна
В 1955 г. картину «Распятие» осмотрела комиссия Госинспекции по охране памятников истории и искусства при Министерстве культуры СССР. В августе 1959 г. сотрудники областного управления культуры вместе с директором всесоюзной научно-исследовательской лаборатории по консервации и реставрации музейных художественных ценностей, членом Союза художников СССР, кандидатом искусствоведения И.П. Гориным вновь побывали в Выездном для определения ценности этой картины.
Картина оказалась в очень плохом состоянии, однако в ней можно было увидеть единство колорита, необычно мягкую воздушную живописную манеру, внешнюю красоту. Ранние картины Мурильо отличаются характерным лиризмом, жизненностью трактовки библейских тем. Поэтому комиссия пришла к выводу: принадлежность картины Выездновкого собора кисти Мурильо считать возможным.
В 1982 г. отмечалось трехсотлетие со дня смерти великого художника Мурильо. В Арзамас приезжали сотрудники Петербургского музея Эрмитажа. Они восхищались картиной «Распятие Иисуса Христа», и были уверены, что она принадлежит кисти Мурильо.
Это полотно бесценно, и независимо от того принадлежит ли оно испанской или итальянской школам, произведение отнесено к кругу выдающихся художников XVII в.
Заключение
В ходе исследования я с радостью обнаружил, что полотно знаменитого художника и правда хранится в храме во имя Смоленской Божией Матери. Для меня как учащегося художественной школы было интересно узнать о жизни испанского художника Мурильо и его творчестве.Удивительно, как богат Арзамасский край святыми и святынями. Я узнал о жителях Выездного, которые самоотверженно старались для украшения и процветания малой Родины, примеру которых должен подражать каждый из наших современников.
Список литературы
1. История Арзамаса. Арзамас, 2016.2. В.Д.Фёдоров, Е.П.Титков История Нижегородской области. Арзамас, 2015
3. Земля Нижегородская в её легендах и преданиях Н. Новгород, 2008
4. Жизнь Нижегородской глубинки. Арзамас, 1995
5. История Горьковской области, 1989
6. Город Арзамас. Люди. События. Факты. Арзамас, 2006
Материал подготовлен участником регионального конкурса творческих работ "Родная земля" Богатовым Сергеем , 7 "А" класс, ЧОУРО «НЕРПЦ (МП)» «Арзамасская православная гимназия имени святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии»
Номинация: «Наследие родной земли»
Руководитель: учитель истории и обществознания Шерстнева Ольга Геннадьевна